Почему ребенок не хочет читать, писать и учиться? Как привить ребенку любовь к знаниям? Ребенок не хочет читать. Что делать

Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки...

Сын спрашивает отца:
— Папа, а за сколько ты сможешь
прочитать "Войну и мир"?
Отец отвечает:
— Думаю, баксов за сто, сынок...

В том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.

Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Неслучайно в голове родственников рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.

Оптимизма ради стоит заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.

Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как мы жадно "глотали" крапивинские новеллы, прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.

Ну и конечно, не хлебом единым жив человек... Не будем повторять штампы о "сокровищнице мирового духа..." и пр.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами "Лиза" — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Неверный способ обучения чтению. Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? "Ка", "Эль", "Эм", "Эн" и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы "Рэ", а есть буква "Эр". И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав "ЭМ... А... ЭМ... А". Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает азбука с картинками ("М" — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква "М" может обозначать два звука [м] (твердый) и [м"] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву "м" с "машиной" (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова "мяч" (где звук [м] мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и... по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики — по "складам" (кубики Зайцева ) и метод целых слов (Г. Доман).

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?
Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность — малышу очень важна ваша поддержка в этом нелегком деле.

Неверный выбор книги. Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для "первого чтения". Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное — это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами "вос-хи-ти-тель-ный" и "пе-ре-пон-ча-тый"? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Отнеситесь ответственно к выбору книги

Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете — все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша. Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием перечитываю истории о Винни-Пухе.

Создавайте книги сами!

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка "Поверь в свое дитя". Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком — он будет в восторге

Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе "Чтобы ребенок любил читать...").

Метод Кассиля

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.


Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)..."

Чтение с удовольствием. Читайте ребенку и вместе с ребенком!

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: "Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому...".

Обсуждение

Шаг первый – это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Детям для того, чтобы увлечься чтением, нужна благоприятная читающая среда.
Шаг второй – говорим о прочитанном

Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.

Шаг третий – читаем ребенку на ночь
Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.

Шаг четвертый – не принуждаем

Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: «Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!» или «Хочешь идти гулять – прочитай 3 страницы!», это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием.

Шаг пятый- дайте юному читателю время и возможность найти Свою книгу.
Шаг шестой - не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга – личное дело каждого… Так что наберитесь терпения! Не обвиняйте в лени или в глупости, иначе ребенок не захочет читать ничего, что было напечатано когда-либо и где-либо.

Заставить что-то делать с удовольствием – невозможно! Особенно это касается чтения и любви к литературе. Надеюсь, что 7 шагов любви к чтению помогут вам, если ваш ребенок не хочет читать, и однажды для вас обоих самым лучшим зимним вечером покажется тот, который можно скоротать вдвоем за интересной книжкой.

24.11.2015 23:13:41, Федорова Светлана Александровна

Ура! Нашла! Прочитав статью, зацепилась глазом за "крапивинские новеллы", и думаю, дай порою в тырнете, может удастся ребенка увлечь хоть этим? И что за чудо?! Я нашла повесть, которую читала лет 20 назад, это уж точно, в одном из детских журналов "Последний монитор" и "Застава на Якорном Поле"... До этого пыталась искать по имени мальчика Ёжики или Ежи, но сеть выдавала только про ежей... А тут такой подарок!!! Спасибо автору статьи за упоминание фамилии автора. Тут же пробежала глазами полтекста на какой-то страничке в сети.ОНО, О-Н-О самое!!! Внутри обалденное чувство, как-будто прикоснулась к детству......я тогда не дочитала повесть до конца, журналов больше не было, то ли не выписывали, в общем, не помню, откуда он у меня взялся... Но помню, что мне было очень интересно... Обязательно дам прочитать своему восьмилетке, только вот вопрос, с чего начать?! Чтобы не отбить охоту.

У нас приучение к чтению прошло очень легко, сейчас бывают разыне периоды, от запойного чтения до его отсутствия.

Нам книжки с делением на слоги как раз понравились, так что я бы не отказывалась от них.

Вспомнила, как я сочиняла сказки о сыне, печатала, и он их читал. мы делали целую книжку. Сын сказки знал практически наизусть:) Как раз чтение очень знакомых текстов мне кажется не лишенным смысла:)

И потом, он был еще очень мал, и длинных монологов в его речи практически не было. Мне кажется, от общего уровня развития речи тоже зависит и чтение. Было понятно, что и читать он будет тот объем, который удерживается.

Есть еще маленькая хитрость. Все дети не любят ложиться спать. Перед сном я разрешала почитать. Но больше ничего. Сначала читала ребенку я. Потом уже и сам. Вошло в привычку. Да, чтение должно быть удовольствием, и никакие другие методы мне непонятны.

Многие дети будут читать в дороге. Надо создать ситуацию, когда делать нечего абсолютно, т.е. абсолютно. От Москвы до Петербурга у нас, конечно, книги летели как семечки. На отдыхе, когда с собой нет ноут-бука, книги так или иначе читаются:)

По моим наблюдениям, больше комп. игр - меньше чтения. Что же удивляться, если ребенок не читает, если у него игра в компе, псп, телефоне и т.д.

И, конечно, нужно внимательно следить за интересами ребенка, поощрять их. Чтение - процесс и интеллектуальный. Нет интересов - нет чтения. О чем читать? Зачем?

Я никогда не ругала ребенка, что он не читает или не хочет, всегда хвалила и говорила, что у нас, напротив, мальчик читает с удовольствием. Дети очень чувствительны к тому, что о них говорят. И даже иногда начинают в это верить:)

И пусть он читает не то, что читали в детстве мы. Я не буду скорбеть, если в этом году он не прочтет по своей программе Карамзина. Школа - главный враг читающих родителей и детей. Как это ни удивительно. Мы живем уже в другой эпохе. Все меняется каждый день. Только не школьная программа.

26.07.2010 12:44:53, Питерская

надо просто заинтересовать ребенка книгой.
В начале читаете сами, ребенку становится интересно..а на самом интересном месте говорите, что вам надо погладить одежду(или что-то другое).Ребенок начинает клянчить дочитать, а вы предлагаете ему почитать самому вслух(вам же ТОЖЕ интересно что будет дальше), а вы догладите и продолжите..

Очень полезная статья. В краткой форме перечисляет методы приучения к чтению, каждый может выбрать подходящее для своего ребенка. Моей дочери недавно исполнилось 5 лет. Читать я учила ее сама по классическому методу "буквы-слоги-слова". Я столкнулась с ошибкой обучения алфавиту, дочка какое-то время читала "К" как "КА", и иногда даже путала путала "К" и "А", какое-то время переучивались. В три года она читала слова из трех-четырех букв с удовольствием. Далее я вышла на работу и мы прервали занятия на год с небольшим. Затем снова начали заниматься самостоятельно и на курсах по подготовке к школе, но удовольствие от чтения прошло. Сейчас дочка читает по слогам, но с огромной неохотой. Приходится "торговаться" ежедневно: "сначало ты мне почитай, а потом я тебе" или "сначала почитай, а потом будешь смотреть мультик". Завтра же попробую метод с письмами. Еще думаю, что очень подойдет метод с запрещением читать при плохом поведении. Я уже проверяла подобный метод на плавании (Будешь плохо себя вести на тренировку не пойдешь) - очень хорошо сработало на начальной стадии, в первые два месяца, сейчас осталось только удовольствие. А про успехи в бизнесе нечитающих людей звучит странно... Откуда статистика, как там с валидностью и надежностью? Они в детстве не читали или бросили читать когда занялись бизнесом? Впрочем, все знают известную поговорку про статистику. Желаю всем успехов в обучении детей чтению!

17.01.2010 23:29:08, El32

С удовольствием прочитал вашу небольшую статью, Виктория, и отметил ее, как очень интересную и полезную. На этом же сайте Семья.ру (кстати, тоже очень полезном и интересном) недавно опубликована и моя статья "Лучший способ изучения букв", но мы с вами не конкуренты, а единомышленники. Я тоже рекомендую родителям своих учеников практиковать попеременное чтение со своими детьми, подбирать им книжки, соответствующие их интересам. Одна бабушка пожаловалась мне, что у нее не получается читать с внуком попеременно: внук вертится, отвлекается, слушает вполуха (внуку было уже 6 лет, он пошел в первый класс, читать умел, но читал слабовато и без желания). Я посоветовал во время таких совместных чтений сажать внука на колени перед столом, обхватывать левой рукой, а правой брать его пальчик и указывать им каждое прочитываемое бабушкой слово.Читать не торопясь. Когда внук вертится, прижимать его левой рукой чуть плотней. Ну и, конечно, книжки подбирать интересные ему. Представьте себе, помогло. Постепенно внук увлекся совместным чтением, и сам начал подражать бабушкиной манере чтения. Конечно, этот совет не для всех, а для гиперактивных и просто очень вертлявых детей.
Справедливости ради надо сказать, что я не сам до этого додумался, мне подсказала это студентка педуниверситета, одна из тех, кому я передаю свой опыт обучения дошкольников.
Сергей Поляков.

06.12.2009 14:40:30, сергей поляков

Ох, ну вот моя шестилетка не хочет читать(((Буквы знает все давно, читает по слогам, но не хочет и не любит((Хотя я ей читаю практически каждый вечер! И не по 10 минут, а дольше. И вот совсем не согласна с таким методом: разрешать читать за хорошее поведение, и не давать читать за плохое. Моя точно сделает свои выводы: чтобы не читать - надо плохо себя вести... Вот история с записками мне показалась интересной! Надо попробовать.

хорошая статья, но кто сказал, что метод Домана хорошо для обучения чтению? У нас не пошел ни Доман, ни Зайцев, а вот старая метода бабушки пропевать слоги и тогда они мягко складываются в слова, оказалась очень удачной.
Про подбор детских книг для самостоятельного чтения малышам полностью согласна выбрать не просто трудно, а ОЧЕНЬ трудно. А методики которые вы описываете как метод Кассиля и Даунис, применялись нашими бабушками, на методе Кассиля еще меня учили читать, а ведь отлично действует:) Метод Даунис я применяю со своими детьми, но обходимся без карлсона, его прекрасно заменят записочки от мамы:)

Вы знаете, когда я учила читать свою 4-х летнюю дочь, у нее ничего не получалось и она просто протестовала против этого, а я в свою очередь настойчиво требовала учить буквы и т.д. После чего, окончательно устав бороться с малышкой я оставила ее в покое на некоторое время, и каково же было мое удивление, когда спустя пол года моя малышка стала не только называть все буквы, но и по дороге в детский сад читать все "Надписи на заборе". просто пришло ее время, она просто "созрела" и физически и психилогичеки для восприятия обучения чтению. сейчас ей 7 лет, она пошла в 1 класс читая очень хорошо и я этому рада. дорогие мамочки не требуйте от своего малыша того, что ему в данный момент, т.к. всему свое врумя! спасибо сайту 7я.ру.

15.11.2009 20:43:04, aigul-olga

Время сейчас такое: многие обыватели подписали приговор Книге – мол, всё уже цифровое, мультимедийное, гораздо интереснее, чем в бумажной толще, на которой не уместишь ни видео, ни аудио.

Некоторое время назад в интернете был чрезвычайно популярен сюжет: малыш, увидевший бабочку на окне, попытался её «увеличить», разводя пальчиками в разные стороны по стеклу, как на сенсорном экране.

Пользователи глобальной паутины умилялись продвинутости малыша, его находчивости и фантазии. Мало кто увидел чёрную дыру забвения, в которую погружает нас окружающая техника, не развивающая воображения и кругозора.

Куклы у малышек сами едят, пьют и справляют естественные нужды. Машины сами жужжат или воют сиреной, мигают или автоматически выдвигают лестницы.

Техника справляется со всем сама: незачем фантазировать, не за чем познавать окружающий мир и отправляться в параллельные миры, шурша страницами.

А вспомните незабываемые путешествия Жюля Верна, головокружительные приключения Александра Дюма, диковинные имена персонажей Фенимора Купера: Зверобой, Соколиный Глаз, Длинный Карабин. Вспомните, как вы зачитывались «Кортиком» и «Бронзовой птицей» Рыбакова, всякий раз переживая за жизнь юных героев, и как разыгрывали их приключения с ребятами во дворе.

Жизнь, лишённая сенсорных экранов и готовых решений, не была ни скучна, ни однообразна. Книга возглавляла список интересов самых умных людей и руководила творческим развитием.

Неужели вы хотите лишить всего этого своего любимого ребёнка, когда обречённо всплёскиваете руками и отпускаете его в мир развлечений: к компьютеру или телевизору. Его собственные фантастические миры и сказочные открытия ещё не рождены, но им не поздно появиться на свет.

Мой ребёнок не хочет читать. Взрослые отговорки

Хорошенько покопайтесь в памяти. Возможно, вы вспомните, когда в последний раз ребёнок видел книгу в руках у тех, кому он по всем законам природы подражает: у своих родителей. Когда вы вообще последний раз читали при нём что-либо, кроме квитанции на оплату коммунальных услуг или чека в супермаркете?

Человек начинает с подражания. Сначала он смотрит, как ходят другие, и начинает ходить. Потом подражает окружающим звукам и обретает речь. И после, когда речь заходит о таких вещах, как чтение, ему тоже нужен положительный пример. Вот и учится современный ребёнок «тонуть» в планшете, который ему сунули, «чтоб не мешался», или делать репосты «ВКонтакте», потому что мама круглые сутки этим увлечена.

Никогда не отговаривайтесь тем, что «мой папа тоже не любил читать» или «видимо, чтение не для него».

Это социальный навык, его можно привить . Генетическая память не несёт в ДНК информации о том, что предки не любили читать.

Предки всего человечества сидели на ветках и могли хватать еду ногами: это же не значит, что такие навыки должны сохраняться и у нас.

Начните с себя. Ничто так не обнадёжит малыша, подражающего маме, как её одобрение.

Почему ребёнок не хочет читать

Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста. В телевизоре всё проще: картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.

Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других — нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.

Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать библиотеку.

Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.

Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.

Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.

Так у будущего книжного червя разовьётся не любовь к Книге, а ассоциация её с постоянными угрозами в свой адрес. Этого ли вы добиваетесь?

Сулить поощрения в виде материальных благ: денег, вещей и прочего.

Чадо, таким образом, не полюбит чтение, а просто научится торговать своим временем и манипулировать вами.

Заставлять дочитывать заведомо скучную книгу.

Вы в неё сами-то заглядывали? И как?

«Плюнуть» на эту проблему.

Успешность развития ребёнка по многим учебным дисциплинам зависит именно от чтения. Вы же хотите дать ему нормальное образование?

Заменять книгу на телевизор.

Никакой фильм не заменит книгу по глубине и оригинальности образов, по возможности домыслить и дофантазировать. Ему наверняка подсунут Ассоль, которой он не ждал, и д’Артаньяна, которого сам ребёнок вообразил бы гораздо более эффектным и интересным. Однако, «зомбоящик» лишит его такого преимущества.

Используйте все запрещённые приёмы только в том случае, если хотите пожинать их плоды: находить на страницах книжек пакостные рисунки, сами книжки под окном во дворе или собирать по дому клочки бумаги, зверски выдранной из фолиантов. Ребёнок, который побоится надругаться над книгой, схитрит по-другому: он сделает вид, что читает или прочтёт заданное «через слово».

Как приучить к чтению малыша, которому ещё рано читать?

Начинать надо тогда, когда вас осенит: у него осмысленный взгляд! Установлено, что дети, которым в младенчестве не позволяли издеваться над бумагой, где что-либо напечатано, бережнее и любовнее относятся к книгам в будущем. Но если ваш ребёнок уже не любит читать, это значит, что детинушка несколько подрос, и совет по бережности, как минимум, оказывается несвоевременным.

Яркие, красочные картинки в книгах привлекают интерес. Сначала карапуз будет только разглядывать и трогать красивые иллюстрации, не зная, что щупает и пытается пробовать на зуб будущий источник ценных знаний. Но к присутствию книги в своей жизни привыкнет. Книжки-игрушки для малыша – тоже штука полезная, и, помимо указанной выше роли, они будут исполнять обязанность тренажёра для пальчиков.

Маленьким и любознательным хулиганам можно купить нервущиеся книжки, которые легко отмываются после любых приключений: обеда, купания, закапывания в песочнице — картонные, пластиковые, тканевые, даже деревянные!

Книжную полку в детской комнате расположите как можно ниже – пусть у крохи будет доступ к литературе! Возможно, это будет его собственная небольшая открытая книжная полочка, до которой малютка дотянется без вашей помощи, когда ему заблагорассудится. Если чадо не видит постоянно книжек, то вряд ли почувствует к ним влечение.

Если вы расположили старинное издание Гёте дореволюционного выпуска в пределах досягаемости полуторагодовалого книгочея, не жалуйтесь знакомым на вандализм бутуза. Сами виноваты: ребёнком руководит подогреваемый вами же интерес, а вовсе не ненависть к книжной продукции. Чаду невдомёк, что эта книга стоила целого состояния, и вы теперь разорены.

Выбирая книжки для малыша, учитывайте нюансы оформления: хорошие иллюстрации — яркие, но без «кислотных» красок, крупный шрифт и качественная бумага. Чем младше читатель, тем крупнее должен быть шрифт в книжке.

Также стоит предварительно ознакомиться с содержанием шедевра: от того, что вы подсунете ребёнку, зависит его дальнейший интерес. К тому же, текст должен соответствовать возрастной категории, указанной на обложке. Можно поискать в интернете отзывы о будущей покупке, написанные другими родителями или критиками.

Сами не забывайте и чадо приучите к мысли, что лучший подарок– это книга. Если кроха будет получать прекрасные книжки сказок на день рождения, то потом, когда вырастет, превосходную иллюстрированную энциклопедию, то он будет дорожить книгами уже из-за того, что родители считают их хорошими подарками.

Что делать, если ребёнок не хочет читать, а для методов работы с младенцами уже поздно?

Трюк первый :

Продолжайте читать ребёнку на ночь. Церемонию вечернего чтения чего-нибудь захватывающего можно продолжать хоть до 11 класса школы – это делает вас ближе друг к другу. Итак, постоянно читая на ночь очень интересную литературу, прерывайтесь в самом неожиданном и интригующем месте. Помните, как это бывает в многосерийных фильмах, когда серия обрывается там, где вся семья с жадностью прилипает к экрану? Или при просмотре самых увлекательных эпизодов в пространство неожиданно врывается реклама жвачки? Вот так, прерываясь, вы можете пробудить любопытство своего юного слушателя к узнаванию продолжения сюжета. Он точно полюбопытствует хотя бы что там за картинки и не исключено, что, подглядывая, вы узрите, как юный разведчик рассматривает или читает оставленную вами книгу.

Трюк второй:

Начните смотреть вместе с ребёнком новый для него мультик или кинофильм, снятый по интересному литературному произведению – соответственно его возрасту, конечно, а не «Мастер и Маргарита» или «Преступление и наказание». А потом коварно прервите показ под каким-нибудь хитрым поводом. Дальше должно последовать предложение узнать окончание сказки из книги – самому или в вашем исполнении.

Трюк третий:

Аудиокниги. С ними легко проходит та же каверзная схема с прерыванием на самом интересном месте. Но иногда они просто выручают в машине, во время дневного сна, когда детёныш не желает успокаиваться, а надо хотя бы полежать и отдохнуть.

Трюк четвёртый:

Пригласите чужую тётю с педагогическим образованием и стажем. Иногда постороннего человека даже взрослый слушает лучше. Что говорить о ребенке?

Трюк пятый:

Затейте «литературный клуб». Если оба родителя и ребёнок прочитали (прослушали) книгу, то обсудить её и найти в ней новые истины – это не просто открыть ребёнку новые горизонты познания и мышления, но и обнаружить в книжке скрытые смыслы и глубины. Возможно, даже для самих себя. К тому же, малыш начнёт понимать, что его мнение, как читающего человека, ценно для вас – а это уже другая степень мотивации для прочтения и обсуждения с вами, такими взрослыми и умными, новых фолиантов.

Трюк шестой:

Можно подогревать интерес ребёнка к чтению, коварно манипулируя его вкусами и пристрастиями. Если чадо любит природу, подсуньте ему для начала Паустовского или Пришвина, если маленький человечек – так называемый «собачник» или «кошатник» — то «Белый Бим Чёрное ухо» и «Кот в сапогах» вполне придутся ему по вкусу.

Мировая литература создала целый океан бесценных шедевров. Даже для юных «монархистов» найдутся книжки по вкусу: например, «Принц и нищий» или «Маленький принц». А уж человечек, дочитавший до конца хоть одно творение Марка Твена, с радостью согласится прочитать «Тома Сойера» или «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Родительская фантазия, в своё время воспитанная на хороших книгах, воспользуется нашими советами и изобретёт новые коварные и беспощадные трюки, с помощью которых вырастет новый заядлый книгочей. Как говорится в старой притче, дорогу осилит только идущий. И вы, уже вставшие на эту тропу, никуда с неё не свернёте и обязательно поделитесь со своим любимым малышом и незабываемыми путешествиями Жюля Верна, и головокружительными приключениями Александра Дюма, и отважными индейцами Фенимора Купера, и юными пионерами Анатолия Рыбакова и Аркадия Гайдара.


Как найти причину по которой ребенок не хочет учиться? Советы родителям.

  • Бывает, что ребенок схватывает знания на лету и учится быстрее, чем остальные дети. Значит ли это, что он наделен уникальными способностями к учебе от природы
  • Может быть, у него просто больше желания учиться, чем у других детей? Дейл Карнеги говорил, что единственный способ заставить человека сделать что-нибудь – это сделать так, чтобы он этого захотел
  • В нашем контексте, это означает, что успешность обучения зависит от мотивации, причем сложной, глубинной. Эта статья – ещё одна попытка нащупать «подводные камни», которые мешают учиться маленьким гениям

Почему ребенок не хочет писать буквы и слова?

Недостаточно развита мелкая моторика. Ближе всего к письму – рисование. Причем создание композиции воспринимается малышом как творчество, обучение технике рисования с помощью геометрических фигур – как учеба, а вот разукрашивание – это уже работа.



  • Есть множество штриховок, с разными линиями и детскими картинками. Но для развития фантазии малыша лучше рисовать на белоснежном ватмане, необычайно красивыми профессиональными акварелям в тюбиках и хорошо заточенными карандашами


  • Музыкальные инструменты тоже очень полезны для развития мелкой моторики. Если малышу нравятся музыкальные занятия, то он может даже не заметить, как натренирует пальчики, нажимая на клавиши инструмента


  • Есть множество интересных домашних дел, для которых нужна хорошая координация движений. Это плетение косичек, завязывание шнурков, украшение пирожных кремом, мытье посуды. Девочкам часто нравиться заниматься рукоделием и шитьем вместе с мамой. А мальчикам помогать папе, что-то ремонтировать. Закрутить маленький магнитный болтик бывает сложно даже взрослому. Иногда любимыми игрушками ребенка становятся самые неожиданные предметы, к примеру, папины инструменты или мамины пуговицы


Помощь по дому — тоже учеба

Попробуйте поиграть с ребенком, поменявшись ролями «ученик» и «учитель». Итак, сядьте рядом со своим ребенком и попробуйте выводить буквы левой рукой. Теперь придирчивый «учитель» оценит ваш труд. Будет ли ваш ребенок хвалить вас за каракули, которые вы написали или последует справедливая критика? Такая игра поможет вам стать на место малыша, а вашим детям стать немножко взрослее.

Возможно, у вашего малыша просто нет нужной психологической модели поведения. Родители, самые любимые и важные люди для ребенка, на которых он хочет быть похож. Если родители сами не умеют заниматься кропотливым трудом, почему они требуют усидчивости и терпения от ребенка?

Возможно вы срываетесь, когда у вас что-то не получается, не доводите дело до конца? Тогда не сердитесь на детей, если они копируют ваше поведение. Если вы не хотите постоянно писать буквы вместе с ребенком, садитесь рядом и занимайтесь какой-нибудь домашней работой, которая всегда найдется. Показывайте пример, своей собранностью и сдержанностью.



Иногда ребенок не хочет учиться писать буквы из-за травмирующих ситуаций. К примеру, кто-то сказал, что его прописи жуткие каракули. Важно, пресекать такие негативные выпады окружающих, но если это уже случилось, ничего страшного, ребенок все забудет, и будет учиться с прежним вдохновением.



Почему дети не хотят читать, причины?

  • Неправильно выбрана книга для чтения. Находить литературу для малыша – целое искусство. Книга для ребенка должна быть оформлена яркими, понятными картинками, текст напечатан большим шрифтом, а сама история или сказка, которую читает малыш очень интересной
  • Родители мало читали ребенку сказок вслух. Или читали, но невыразительно. Ведь читая для малышей, нужно уметь улавливать эмоции слушателя. Попробуйте послушать профессиональные аудиозаписи, прочувствуйте паузы, повышение или понижение голоса декламатора
  • Попробуйте читать красиво и выразительно, чтобы маленький слушатель пережил всплеск эмоций. Замедлите чтение, если ребенок устал. Если вы будете эмоционально читать ребенку красивые книжки он, несомненно, и сам захочет научиться читать


  • Читать самостоятельно на первых порах детям просто слишком сложно. И они сталкиваются с тем, что им очень интересно читать, но осилить они могут только несколько абзацев или страниц. Эта проблема временная и пройдет с приобретением опыта
  • Плохое зрение. Проверяли ли вы глазки? Обычно, ребенок, который плохо видит, занимает неестественное положение с книгой, склоняется над ней слишком низко или наоборот отодвигает её далеко


Главный совет – не нервничать. Если в 5-6 лет дошкольник умеет читать по слогам то, он обязательно научится быстрому чтению в первом классе.



ВИДЕО: Мнение практикующего психолога

ВИДЕО: Мнение учителя

В этом видео педагог указывает среди причин нелюбви к литературе – принуждение и неправильную организацию обсуждений после чтения.

Что сделать, чтобы ребенок захотел писать, читать и учиться?

Все упирается в конфликт между «надо» и «хочу». Есть два вида деятельности первый вид это то, что делать хочется и второй — то, что делать нужно, но не хочется. Возможно, вы и ребенок попали во вторую категорию.

Вероятно, это случилось потому, что на первых этапах обучения вы не смогли интересно, в форме игры научить ребенка писать буквы и читать. После первых неудач, скорее всего, было простое принуждение и крики наподобие: «У всех дети как дети, а ты у нас тупица!».



Потом, возможно, последовали наказания за непрочитанный букварь и ненаписанные слова. И сейчас у вас и ребенка уже выработался негативный рефлекс по отношению к учебе.

Выглядит это так: вы заставляете ребенка писать, он, зная, что вы будете на него кричать и наказывать, отказывается это делать. В итоге вы опять кричите и наказываете.

Есть ли выход из такого замкнутого круга? Он есть. И заключается в том, чтобы ребенок получал от учебы удовольствие вместо негативных эмоций. Заменить наказания поощрениями – задача родителей.



Почему ребенок не хочет учиться в школе?

Попробуйте узнать ответ на этот вопрос у него самого.

  • Если ребенок говорит, что он самый глупый в классе, то нужно срочно снимать с него ярлык «двоечника». Срочно, потому в раннем возрасте это легче сделать и меньше знаний пройдет мимо него
  • Проведите сразу две рекламные компании: одну направленную на то, чтобы привлечь внимание учителя к вашему чаду, вторую для того, чтобы поднять приоритет учебы в глазах вашего ребенка
  • Сходите, к примеру, в университет, огромную и красивую библиотеку или беседуйте с приятными и образованными людьми, но ни в коем случае не читайте мораль


Если ребенок говорит, что не понимает, о чем говорит учитель, просто объясните ему, что он имеет полное право занимать время преподавателя и требовать дополнительных пояснений



Если ребенок опустил руки из-за плохих отметок и в журнал уже поставлена двойка, ребенок будет думать о том, что она повлияет на оценку за четверть и табель испорчен. Постарайтесь научить малыша не сдаваться, это одно из лучших качеств, которое обязательно пригодится каждому.



Почему ребенок не хочет учиться новому?

Возможно, он просто устал от переизбытка информации. Такое состояние отчетливо видно у маленьких «почемучек», которые бесконечно задают вопросы по нескольку часов к ряду, а потом внезапно замолкают.

Им просто нужно время, чтобы «переварить» услышанные ответы. Причина нежелания познавать мир может быть и более серьезной: эмоциональный шок или неблагоприятная психологическая атмосфера в кругу общения.



Как приучить ребенка учиться самостоятельно?

Для этого достаточно, чтобы у ребенка была достаточная мотивация к учебе и много амбиций. Придать уверенности в себе малышу можно похвалой и одобрением. Но также нужна и конструктивная справедливая критика. Любовь к знаниям может передаваться от родителей к детям на генетическом уровне.



  • Некоторые дети схватывают знания на лету, некоторые с небольшими трудностями, но есть и те, которые упорно не хотят ни писать, ни читать. Они вовсе не глупые, они вовсе не отстают в развитии, им просто не хочется это делать
  • Так что же делать родителям? Заставлять заниматься, ругать, ставить детей в угол или найти в интернете чудодейственные советы, прочитав которые все моментально наладится
  • Вам родители крупно повезло, потому что прямо сейчас взмахнула волшебная палочка и по полочкам разложились все самые сложные и нерешенные проблемы. Вы в это верите? Наверное, нет, а зря потому, что с веры в успех начинается любое начинание


Чтение - едва ли не основной для любого человека способов получения информации, необходимой для интеллектуального совершенствования да и просто для выживания в мире. Это одна из причин, по которой любой взрослый видит своим долгом заняться обучением своего чада данному навыку, а при этом, если ребенок не хочет учиться читать, подобная ситуация вызывает как минимум недоумение.

Немало специалистов отмечают, что порой в подобном случае родители (или другие люди, взявшиеся за обучение крохи), когда ребенок не хочет учится читать, допускают ряд непростительных ошибок. Нередко взрослые полагают, будто нежелание крохи осваивать столь нужный навык связано с банальным упрямством и желанием "проявить характер", и бороться с этим якобы помогут различные методы принуждения. Ребенку угрожают, заставляют читать, прибегают к различным видам шантажа, и в результат таких действий обычно оказывается противоположным ожидаемому: чадо все еще не умеет читать, но еще и утрачивает значительную часть доверия к старшим. Впрочем, если у малыша не слишком сильный характер, он может и поддаться манипуляциям взрослых и действительно заняться чтением, но содержание книг его не готовый к подобным нагрузкам ум должным образом не воспринимает. В дальнейшем принуждение при обучении читать может вылиться у уже взрослеющего человека в нелюбовь к книгам, и последствия этого будут для интеллектуального развития такой личности весьма негативными.

Чтобы обучение чтению проходило успешно, первостепенными будут не установки в голове взрослых на то, что уже якобы "пора", а именно стремления самого ребенка к освоению такого навыка. Иными словами, малыш должен сам, а не по принуждению или исходя из каких-либо убеждений занимающихся его воспитанием взрослых, захотеть заниматься чтением книжек. Возраст, в котором кроха приходит к подобному пониманию, сугубо индивидуален: кто-то "созревает" уже годам к 4-5, других же не следует трогать с чтением лет до 6, а то и 7, и любая спешка в данной ситуации точно нежелательна.

Не следует поддаваться новомодному стремлению множества родителей к обучению чад чтению едва ли не с пеленок: мозговые структуры, отвечающие за сознательное восприятие текста, дозревают не ранее, чем чадо достигнет пяти-шести лет, и только с этого возраста тренировки будут иметь смысл.

Самым верным тактически ходом со стороны взрослого, если доселе любые попытки обучения чтению конкретного малыша приводили к фиаско, будет "отпустить" ситуацию и несколько подкорректировать поведение. В результате ранее допущенных родителем или воспитателем ошибок у ребенка уже успел сформироваться негативный настрой в отношении чтения, и именно устранением этого дискомфорта следует прежде всего заняться.

В первую очередь, необходимо отложить подальше всевозможные буквари и прочие книжные "орудия пыток" и переключиться на игровую деятельность с использованием букв. Упражнений, помогающих в дальнейшем обучении чтению, существует масса: ту и поиски определенных букв в словах, и вставка тех, что оказались "потерянными" в тексте, и т.п., главное - чтобы такие игры заинтересовали и увлекли конкретного ребенка. От взрослого же требуется не только активное участие в таких "буквенных" развлечениях, но и тактичное, осторожное поведение, отсутствие каких-либо негативных высказываний в адрес своего юного ученика. Даже если при выполнении некоторых игровых заданий малыш допускает ошибки, не следует его за это упрекать и заострять внимание на его неудачах; аналогичной тактики надо придерживаться и в дальнейшем - когда обучение перейдет уже непосредственно к книгам.

На этапе проявления чадом интереса к чтению и первых его попытках прочесть какой-нибудь несложный текст нельзя его исправлять, делать замечания и т.п. - это лишь способствует угасанию энтузиазма ребенка. Поскольку на первых порах важно устранить связанный с чтением дискомфорт, то, сколько именно ошибок допускает при выполнении подобного задания малыш, не существенно.

Поправлять неправильно прочтенные слова и устранять прочие неточности надо будет уже при достаточно развитом навыке чтения у ребенка, но и при этом взрослому следует отказаться от менторских интонаций и проявлять побольше доброжелательности, хваля чадо за любые успехи.

Таким образом, при обучении отпрыска чтению первостепенной задачей будет исключение у ребенка негативных ассоциаций с освоением подобного навыка, да и начинать учебу стоит не с букварей или других пособий, а с игровой деятельности, связанной с буквами и слогами.

Как научить ребенка читать и не навредить ему при этом. Многие родители в гонке за лучше, раньше и быстрее, добиваются ситуации, когда ребенок не хочет учиться читать. Что делать? Прежде всего остановить свой бег и сделать шаг навстречу интересам своего ребенка.

В детском центре, куда мы с дочками ходим на занятия, нам посоветовали Букварь для малышей от двух до пяти лет Елены Бахтиной.

Книга яркая, красочная, с картинками. С помощью этого букваря мы учим буквы и пытаемся читать.

Сейчас лето, буквами и цифрами дочек не загружаю, системы в занятиях нет. Все занятия только по желанию детей. Младшая дочка часто берет букварь сама, может сидеть долго, перелистывать страницы, называя буквы. Про нее можно сказать, книги ее лучшие друзья. Укладывает книжки спать вместе с собой, как другие дети любимою игрушку.

Ребенок не хочет учиться читать

Старшая дочка умеет читать слоги из двух букв. Не так давно стала замечать, тяга к чтению стала проявляться у нее все реже и реже. Буквы ее не увлекают, как младшую сестру. Ей быстро становится скучно и не интересно. Срочно нужно было что-то придумать, чтобы желание читать появилось снова.

Как выучить буквы с ребенком?

В букваре имелись дополнительные страницы с буквами, их нужно было вырезать. Вот они меня и выручили, дали почву для фантазии.

Вырезала. Начали играть. Показываю буквы поочередно дочкам. Каждая называет букву. Если говорит неправильно, отвечает другая. Кто угадает, того и буква. В конце игры подсчитываем результат. Обычно стараюсь подсчитать так, чтобы у всех было поровну. Не хочу развивать между сестрами чувство соперничества. Конечно иногда кто-нибудь из них выигрывает. Нужно уметь и выигрывать, и проигрывать. Потом мы меняемся ролями, и буквы показывает одна из дочек. Роль учителя вовлекает их в мир чтение еще сильнее, ведь они теперь могут исправлять ошибки других. Благодаря этой игре буквы мы выучили быстро.

Как научить ребенка читать по слогам?

Поэтому решила перенести игру на слоги. Нашла в интернете слоги, распечатала, наклеила на картон и вырезала.

Правила игры те же. Результат есть, не такой успешный, как с буквами. Но если сравнивать с книгой, процесс идет быстрее. Почему-то черно-белые карточки их притягивают больше, чем разноцветный букварь. У старшей снова стало появляться желание читать, она сама берет карточки, подходит ко мне со словами:

Мама давай поиграем.

Возможно разгадка тайны, именно в этих детских словах. Детям нужно играть, даже когда они учатся.