Оксана грищук ее жизнь в америке. Оксана грищук: за любовь мне мужчины платили предательством. Золото в Лиллехаммере взяли молодостью и вихрем

Евгений Платов - единственный в истории двукратный олимпийский чемпион в танцах на льду. А его партнерша Оксана Грищук - единственная двукратная олимпийская чемпионка. В интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Андрею Симоненко Платов рассказывает о своем пути в фигурном катании - сложном, но исключительно интересном.

Евгений Аркадьевич, все то, что я знаю о фигурном катании 1990-х годов, наталкивает меня на мысль, что тогда в этом виде спорта собралась компания исключительно ярких, сильных и бескомпромиссных личностей, для которых победа была единственной и неповторимой целью, а второе место считалось равнозначным поражению. Вы, Оксана, Майя Усова, Александр Жулин, Анжелика Крылова - и этот список можно продолжать и продолжать. Скажите, сейчас вы, как старые выпускники, встречаетесь все вместе, вспоминаете былое?

Вспоминаем, и очень часто. Время было, действительно, очень классное. Так что вспоминаем. С Анжеликой встречаемся, например, часто, обсуждаем былые времена. Потому что мы остались друзьями и над какими-то драматичными моментами того времени сейчас можем и погрустить, можем и посмеяться. Это было незабываемое время. Три Олимпиады за шесть лет - с 1992-го по 1998-й…

Сейчас, за 10 минут до того, как мы начали беседу, видел, как вы поздоровались с Жулиным. Тогда вы были непримиримыми соперниками - а у вас сейчас нормальные отношения?

Нормальные, но не близкие, мы с ним никогда не дружили. Он чуть постарше меня, и у нас немножко разные были интересы, когда мы росли. Хотя мы и тренировали вместе какое-то время, уже после завершения карьеры. Вот Крылова, Олег Овсянников - с ними мы дружили. Когда мы приехали тренироваться к Наталье Линичук в Америку, у нас там отличная компания собралась.

- Сразу напрашивается вопрос: если там была отличная компания, почему ушли от Линичук? Конкуренция?

Естественно, конкуренция. Сначала все было хорошо, мы с Оксаной и Анжела с Олегом напрямую не конкурировали. А через несколько лет они подтянулись, стали с нами соревноваться. Поэтому кто-то должен был уходить. Кстати, не понимаю, как у Марины Зуевой катаются и Тесса Вирчу со Скоттом Мойром, и Мэрил Дэвис с Чарли Уайтом. Думаю, какая-то из этих пар все-таки в какой-то момент уйдет. Если вспоминать время, когда мы катались у Натальи Дубовой, то из нашей группы из-за конкуренции с нами ушли Марина Климова и Сергей Пономаренко. Понятно, что когда каждая тренировка превращается в соревнование - это подталкивает. Но у нас с Оксаной, когда мы уходили от Линичук, были и другие причины. Нам показалось, что Наталья Владимировна хочет из Анжелы с Олегом сделать олимпийских чемпионов. Еще мы с Оксаной очень сложными были в работе, ничего не проходило спокойно, и Линичук, думаю, все это порядком надоело (улыбается). Так что нам надо было выбрать правильный момент для ухода, хотя бы чтобы пару сохранить - Наталья Владимировна, когда мы в очередной раз шли врознь, нас уже не соединяла.

Я спрашивал Зуеву, как у нее уживаются две равные претендующие на золото пары. Она ответила: "А почему кто-то должен уходить, если я честно делаю свою работу и с теми, и с другими"?

По-чемпионски каждому хочется стопроцентного внимания. Мы были с Анжелой и Олегом на одном льду, и это было сложно. Ни на одной тренировке ты не мог расслабиться. Это очень давит на мозги. Поэтому когда мы ушли и стали работать с Татьяной Анатольевной Тарасовой, все стало совершенно по-другому. Конечно, нам не хватало команды, потому что мы были совершенно одни.

- Так все-таки нужно спарринг-партнерство или нет?

Нужно. Но в идеальном варианте спарринг-партнеры должны находиться на ступеньку ниже тебя. Чтобы подталкивать, но не особенно соревноваться. Если же на каждой тренировке убиваться, то это уже во вред. Но когда одни, тоже плохо, и это был наш случай. Илья Кулик - и мы.

Сняли с языка вопрос: для Тарасовой Кулик был не менее важным проектом, получается, и здесь вам доставалось не все внимание?

Нет, танцы на льду и одиночное катание вообще никак не связано. Здесь никакой конкуренции не было, а времени ей хватало и на него, и на нас. По две смены у каждого. Кстати, иногда мы объединялись, потому что все равно нужна какая-то разрядка на тренировках. Спортсмен должен иметь возможность отдохнуть, отъехать в сторону, выругаться. Очень сложно работать, когда тренер на тебе сидит постоянно. Мы с Оксаной часто Тарасову просили: возьмите кого-нибудь еще, чтобы было полегче. Тяжело постоянно чувствовать на себе этот взгляд.

- Тарасова же и тренер еще такой… требовательный. Та же Дубова, наверное, помягче была.

Мы все требовательные. Дубова, кстати, была очень жестким тренером в 1980-х. Сейчас это другая Дубова. Нет, дело именно в том, что возможность отдохнуть хоть пять минут в процессе тренировки у тебя должна быть. И когда Татьяна Анатольевна в 1997-м взяла Романову с Ярошенко, нам перед Нагано-1998 стало полегче.

Белые ботинки приходилось красить черной краской

Чтобы не говорить о вашей второй победной Олимпиаде в начале интервью, давайте все-таки вернемся в Одессу 1970-х годов. Если бы вы стали футболистом, я бы ничего не спросил, но вы - фигурист. Почему фигурное катание?

Я вообще хотел стать хоккеистом. Фанатом был хоккея с детства. Хотя хоккея никакого у нас в Одессе не было, я знал всех игроков ЦСКА - это была моя любимая команда. Когда советская сборная проиграла Олимпиаду 1980 года американцам, у меня была жуткая истерика. Прекрасно помню тот момент, мне было 13 лет. То есть мысленно я был хоккеистом. В 1975 году построили "Льдинку", в 1977-м - дворец спорта. И тогда мы все подумали, что на большом льду будет хоккей. Там даже провели хоккейный турнир, и мы, мальчишки, с надеждой подумали: наконец-то откроют хоккейную секцию. Но никакой хоккейной секции не открыли - только фигурное катание. Я к тому времени уже чуть-чуть на коньках катался, начал в 6 лет.

- Где катались, если льда не было?

Был лед, но размером с комнату, в которой мы сейчас сидим. В Дюковском парке, потом он стал называться Парк Победы, в одном из клубов залили лед. А еще там есть небольшой пруд, на котором зимой, когда он замерзал, расчищали каток. И моя жизнь в фигурном катании началась так: мы с папой ехали в машине мимо этого катка, и я увидел движущиеся по льду фигуры. Коньков из-за снежных бортов я не видел - просто увидел движение. И мне это понравилось. Папа увидел мою реакцию, остановил машину, мы выбежали из нее и стали смотреть, как люди катаются. Я сказал: "Тоже хочу". На следующий день пошли в магазин "Динамо" и купили мне белые ботинки, черных не было. Во дворе у нас была колонка с водой, и кран там протекал. Под ним вода замерзла и образовала довольно широкий кусок льда. И вот я вышел и стал на этом льду у крана кататься. Дедушка с бабушкой, родители увидели это и сказали: "Ну, все, будет фигуристом". Никто ничего мне не объяснял - сам начал кататься. Коньки еще были у меня такие, двухполозные - "снегурки". Я на них и по снегу гонять начал. А еще через пару дней моих просьб записать меня в секцию меня привели на тот самый лед. Кататься, кстати, я там начал не сразу. Очень было много желающих, ажиотаж сумасшедший - все смотрели фигурное катание. Белоусова/Протопопов, Роднина/Зайцев, Пахомова/Горшков… Все были фанатами фигурного катания, и родители мои, и дедушка с бабушкой не исключение. В общем, несколько недель я занимался физической подготовкой и хореографией. Для меня это было шоком - зачем надо отжиматься, куда-то бегать? Но потом выпустили на лед, через несколько недель устроили первые соревнования - и я занял в них третье место.

Я не пропустил мимо ушей фразу "к сожалению, белые ботинки", потому что так в свое время закончилась моя карьера фигуриста: первый выход во двор в белых ботинках стал последним. Смеялись, наверное, и над вами в девчачьих коньках?

Ну конечно, у мужчины ботинки должны быть черные. А тут трагедия: мужчина в шестилетнем возрасте во двор должен выходить в женских ботинках. Нереально! Пытались красить ботинки какими-то красками в черный цвет, она не держалась, все равно было видно, что они белые… Но я так прокатался, что интересно, несколько месяцев. Потом другие проблемы начались. Отец моряк, он ушел в рейс. Мама работает. До катка на трамвае ехать от дома с пересадками больше часа. И возить меня стало некому. Так что мне сказали: извини, но пока отец в рейсе, заканчиваем с фигурным катанием. Год я ничего не делал, не знал, куда девать свою энергию. Только к следующей зиме дедушка мой организовал каток в районе - привезли самосвал щебенки, засыпали, разровняли, залили лед, сделали свет и музыку. Дискотеки проходили! А летом, по примеру старшей сестры Марины, занимался легкой атлетикой. Показал сразу уникальный результат - сестра прыгала в высоту, мне тоже поставили планку, кажется, 1,10 метра - я тут же ее взял. С первого раза, фосбери-флопом, на секундочку. ОФП-то я почти год прозанимался, ноги прыгучие. Начал заниматься. Но мне быстро это все наскучило. Вспомнил катание - лед, музыка, программы… А здесь все одно и то же: бежишь и отжимаешься, бежишь и отжимаешься. Сказал родителям: "Так дело не пойдет".

- Тренеры обещали большое будущее в легкой атлетике?

Абсолютно! Сказали: "Никто с первого раза так фосбери-флопом не прыгал". Есть координация, есть все данные. Но я был очень маленького роста. А в прыжках в высоту нужно быть высоким. И тут как раз к этому моменту в Одессе построили дворец спорта. Я немедленно сделал родителям заявление: "Товарищи, мне нужно туда. И, пожалуйста, без всяких экзаменов - я катался, у меня был уже третий юношеский разряд, как-нибудь меня туда впишите". Родители этого ультиматума ждали и говорят: "Хорошо, даем тебе ночь на раздумья - делай окончательный выбор: или легкая атлетика, или фигурное катание. Только ответ железный". Я-то ответ знал сразу - что там думать? Вот так я попал во дворец спорта, попал к Борису Алексеевичу Рублеву, царствие ему небесное, и Светлане Семеновне Рублевой. Родителям, кстати, стало намного удобнее с нами. Рядом крытый манеж "Олимпиец" - там сестра занималась легкой атлетикой. А я во дворце - фигурным катанием.

- Название "Олимпиец" навевало мечты стать олимпийским чемпионом в далеком детстве?

До такой мечты, мне кажется, в то время я не доходил. Но я всегда понимал, что хочу быть чемпионом, хочу быть первым. Если что-то делать, то только по максимуму. После того первого соревнования, где я стал третьим, я так расстроился! Упал с волчка и сел прямо на лед на пятую точку, повращался на ней. Какую-то медаль завоевал, этому был рад, но понял - хочу быть первым, и все! В одиночном катании не получилось. У меня были хорошая координация, баланс, но на льду вообще никакие прыжки не выходили. И тренер сказал: надо идти в тот вид, где не надо прыгать.

- Как же так - в высоту могли прыгать, а на льду нет?

На полу прыгал прекрасно. Там есть точка опоры, чувство отталкивания - а на льду коньки из-под меня вылетали. Даже риттбергер одинарный не мог прыгать. Так что понял, что это не мое. И что надо идти в танцы на льду.

- Танцы уже были в тот момент в Одессе?

Когда открылся дворец спорта, туда из Таллина приехал замечательный человек - Юрий Иванович Циммерман, стал директором. И пригласил многих ведущих тренеров. Рублевы - они хоть и только начали свою тренерскую карьеру, но соревновались с Пахомовой и Горшковым. Становились призерами Кубка СССР. То есть уровень реально высокий. Галина Змиевская приехала, Владимир Капров, Валентин Николаев, Александр Морозов. Место красивое, город замечательный, дворец спорта есть на 5 тысяч человек, были тренировочные катки. Через полгода, как построили дворец, начали там проводить показательные выступления ведущих фигуристов страны. Все приезжали ведущие - Роднина/Зайцев, Моисеева/Миненков, Алексеева/Бойчук, Ковалев, Волков… А я начал кататься в танцах, сейчас скажу точно, 2 октября 1976 года - а летом 1977-го мы уже открывали второе отделение этих показательных. И вызывали нас на бис. Мою партнершу звали Елена Крыканова - я с ней выиграл потом три чемпионата мира среди юниоров. Причем тогда лимит возрастной был 18 лет, а сейчас - 21 год, но этот рекорд держится до сих пор.

- Она была вашей первой партнершей?

Когда я пришел в октябре 1976-го в танцы, Рублев сразу меня заметил, понял, что я что-то умею. Дали мне одну партнершу, вторую… А через два месяца дали Лену, самую лучшую партнершу Одессы, которая выступала уже по второму разряду и ездила на соревнования. Получаю партнершу, не знаю, что с ней делать - она катается как ветер, летает, а я еле ползаю по сравнению с ней. Не умею ни поддержки делать, ничего… Подтянули меня, поставили программы - и через полгода мы танцевали "польку" в костюмах в белую горошину в тех самых показательных выступлениях. Пять тысяч человек, дворец битком - и на бис. У меня есть фотография, где видно, что на трибунах вообще нет свободного места. Люди в проходах стоят, выглядывают друг из-за друга. Народ был везде. И на этой фотографии мы на полусогнутых пытаемся пролезть сквозь людей, чтобы выйти на лед. Вот, так все начиналось.

- Из компании великих, которые приезжали в Одессу, кумиры у вас были?

Первые кумиры были, наверное, Моисеева с Миненковым. И потом мне очень нравились Линичук с Карпоносовым, особенно их танец "лезгинка". Это из танцоров. А вообще "ковбой" Игоря Бобрина - это было что-то для меня невероятное. Сейчас на показательных все по расписанию, по плану, а тогда как было: если ты выступаешь с одним номером, ты пока никто. Если тебя вызывают и ты катаешь два номера под разную музыку - ты уже крутой. Если третий раз выходишь - ты звезда. Ну а четыре раза - это уже был удел великих. Так вот, мы с Леной Крыкановой сдавали три музыкальных фрагмента, и были очень счастливы, если нас вызывали два раза на бис. Ну а Бобрин всегда делал три номера, а четвертым все знали, что будет "ковбой". Вся Одесса кричала - "ковбоя, ковбоя"! И тогда он выходил, надевал шляпу - и народ бросался с трибун на лед… Смеялись мы так, когда он катался. Показательные могли длиться три, четыре часа. А в конце, когда уже все заканчивалось, что ребята только ни творили - и народ сходил с ума! Никто не уходил.

У двух первых партнерш пропал "огонек"

- В какой момент настало время переехать в Москву?

Когда поняли, что из нашей провинции, с теми еще правилами, будет очень тяжело пробиться в команду. Мы катались, побеждали на соревнованиях, были чемпионами Украины, но Борис Алексеевич понимал, что нам надо идти в серьезную команду. Он, конечно, переживал, но отпустил нас. Была у нас пара предложений, мы выбрали Наталью Ильиничну Дубову и с 1982 года начали кататься у нее. Это уже была, конечно, другая подготовка. Дворец спорта ведь постоянно отдавался под различные мероприятия, концерты, и нам оставалось только кататься на нестандартной "Льдинке", а это было уже несерьезно. Приходилось все-таки тренироваться во дворце спорта чуть ли не по ночам, и это было тяжело.

- В Москве, наверное, первое время было не легче?

Мы сразу почувствовали другой уровень. У тебя постоянно есть лед. Катаешься по шесть с половиной часов в день. У тебя каждый день занятия по хореографии. Три раза в неделю ОФП. Попали в систему, система работает - и система производит.

- Я, скорее, про ностальгию - по Одессе, по морю…

Конечно, было тяжело. Мне было всего 14 лет. Жили в спортивном интернате в Кунцево, метро "Пионерская". Ездили на метро в Сокольники. Нормально, час в одну сторону. Школа проходила сама собой. Сдавали мы экзамены в мае, ходили в этом месяце каждый день в школу, а так весь год тренировались. В 7 утра уезжали каждый день, возвращались вечером. Нам, правда, давали преподавателей, чтобы они нас хоть чему-то обучали. С родителями мы решили так: они меня отпускают, понятно, что нельзя меня было держать. Но поставили условие: если я через год не попадаю в команду и не еду на юниорский чемпионат мира, то возвращаюсь в Одессу, начинаю серьезно учиться и становлюсь, как отец, моряком. Через год я ни на какой чемпионат мира не попал. Но при этом понял, что домой не хочу (смеется). Резервов-то было много, я понимал, что мы уже почти там. Тем более что мы стали третьими на юниорском первенстве СССР и должны были ехать на чемпионат мира. Но вместо нас отправили четвертую пару страны - Ляпину и Сура. Нас не пустили. Мы сильно обозлились. Решили - ну мы вам всем покажем! Стали работать еще в десять раз больше. А на тот чемпионат мира, я так думаю, хорошо, что не поехали. Ну, заняли бы мы там десятое место. Победили тогда Игорь Шпильбанд с Татьяной Гладковой - и ушли. А к следующему первенству мира мы настолько хорошо поработали, что стали первой парой, приехали - и выиграли. И это было здорово, это был первый по-настоящему серьезный результат всех этих жертв - уехать из Одессы, жить сначала в интернате, потом в съемных квартирах… Потом выиграли еще два чемпионата мира и установили рекорд.

- Как получилось, что ваша пара с Крыкановой распалась?

Знаете, бывают такие девчонки, у которых, когда они молодые, в глазах горит такой огонек. А потом проходит время, девочка превращается в девушку, и огонек пропадает. Вот так произошло и с моей партнершей. Мы были одногодки, катались с ней с десятилетнего возраста до 17, это был огонек, а потом он потух.

- Чья была инициатива сменить партнершу?

Решала все Дубова, но я и сам понимал, что надо что-то менять. Тем более тогда ни одна пара, которая высоко поднималась в юниорах, не добивалась успехов в мастерах. Сейчас по-другому - те же Белбин/Агосто, Вирчу/Мойр, Дэвис/Уайт из юниоров вышли в мастера. Тогда было не так. И я стал кататься с Ларисой Федориновой. Очень талантливая девочка. Мы с ней такие были "классики", и тоже установили в некотором роде рекорд - за полгода подготовились и стали сразу пятыми в стране. Замечательную нашу программу помню с ней, "Норму" Беллини, очень это было неплохо. Но потом Лариса стала поправляться, и никто не мог это остановить. Возможно, это была генетика, возможно, ей не хватало силы воли, чтобы много не есть… Но как бы то ни было, в первый год мы "выстрелили", во второй год остановились - и после третьего закончили. Лариса стала достаточно крупной, мне было тяжело ее поднимать, колени начали "лететь"… Хотя тоже есть что вспомнить: мы с ней в 1989 году выехали на чемпионат мира третьей советской парой - и заняли шестое место. Это был мой первый чемпионат мира, проходил он в Париже. Первыми стали Климова/Пономаренко, вторыми Усова/Жулин, а третьими - брат и сестра Дюшене. А я был очень доволен, что мы шестые.

- При слове "Дюшене" вы загадочно улыбнулись…

Они пришли в танцы из парного катания, были совершенно не похожи на остальных. Мы все такие красивые, классического стиля. И тут выходят они. Жутко корявые - но при этом жутко интересные! И у них как у парников была совершенно другая физическая подготовка, они были очень крепкие. Мы пробовали повторить за ними некоторые элементы - ничего не получалось. Они были настоящими атлетами. Уникальные спортсмены. Вот поэтому я и улыбнулся.

- За них, было ощущение, очень сильно болели - может быть, в пику всем остальным.

Наверное, да. Они показали совершенно другие танцы. Никогда не забуду чемпионат мира в Галифаксе, в Канаде. А они же наполовину канадцы - то есть выступали практически на своей территории. И зал просто ревел! Они выступали со своими "Ацтеками", и это было невероятно. Они были близки к публике, доносили зрителям историю. А у нас тогда такого не было - мы делали акцент на катание, а не на истории.

- То есть танцы-истории, по сути, начались с Дюшене?

Возможно, это началось с Торвилл и Дина, с их "Болеро". Хотя, конечно, Дин эту программу не сам придумал, а взял идею с видеопленок, из хороших балетов. Мы думали, что эти гениальные вещи он изобрел, но на самом деле позаимствовал. И для Дюшене многие вещи Дин тоже брал из балетов. Кристофер, кстати, потерял много денег - за "Танец дьяволов" постановщик, который ставил это произведение в балете, Дина засудил.

Золото в Лиллехаммере взяли молодостью и вихрем

Когда закончился второй этап вашей карьеры, в паре с Ларисой Федориновой, наступил третий, самый главный - с Оксаной Грищук. Встретились в Москве два одессита. До того как начали кататься в Москве, вы Оксану знали?

Я видел ее несколько раз. Знал, что они с Сашей Чичковым выиграли чемпионат мира среди юниоров. Чичков, кстати, тоже был одессит, Борис Алексеевич и его отправил в Москву. А про Оксану я знал, что она интересная фигуристка, носится смерчем по льду. С Ларисой в августе 1989 года мы поняли, что совсем дело не идет. Прошли сборы, поставили танец интересный - "Сиртаки". Но чувствуем - дальше никак. И у Ларисы желание кататься дальше пропало. В сентябре 1989 года Дубова нашла Оксану. Тогда переход от тренера к тренеру, чтобы было понятно, можно было сравнить с ядерной войной. Даже придумывали фиктивные браки, чтобы была причина для переходов.

- Но вы с Оксаной жениться не стали?

Предлагали. Чтобы все было гладко, чтобы федерация не ставила палки в колеса, чтобы не было каких-то препонов… Но мы не стали этого делать. Дубова "вытащила" Оксану из группы Линичук, где она каталась, мы с ней встали в пару. И я понял, что это будет очень сложно. У нас была совершенно разная техника. Из нас делали балерунов, с классическими линиями, а Оксана хореографией занималась очень мало. "Завернутые" ноги, никаких рук… Все, что она делала на льду - все было за счет таланта. А на совмещение нашей техники, как мне показалось с самого начала, уйдут годы. Помню наши первые прокаты - она куда-то бежит, я стараюсь катить спокойно. И ничего не получается, потому что она прыгающая во все стороны "чума", а я "классик", который никак не может ее поймать. Мы с ней в ужасе были. Она плакала практически каждый день… Но работали мы очень много, и я вскоре почувствовал, что скоро мы сможем подстроиться друг под друга. А огонек в Оксане был такой же, как у молодой Лены Крыкановой. Ровно через месяц, как мы начали кататься, в Челябинске прошли контрольные прокаты. И мы все танцы - обязательный, оригинальный и произвольный - откатали на уровне. Все поняли, что это может быть неплохо. И на первом нашем чемпионате мира мы с Грищук заняли пятое место. У меня такая серия есть в карьере: в 1989 году на чемпионате мира я был шестым, в 1990 - пятым, потом четвертым, третьим, вторым и первым. Каждый год, пока другие ждали в очереди чуть ли не десятилетие, мы прыгали на одно место вверх.

Известно, что с Оксаной у вас была не только поначалу противоположная техника, но и противоположные характеры…

На первой же тренировке она меня послала куда подальше (смеется). Поэтому с ней было действительно очень сложно. У нее был вспыльчивый характер, ей проще было сделать что-то миллион раз, но самой, чем послушать чьего-то совета. Я ее останавливал и говорил: "Оксана, ты падаешь с твиззла, здесь нужно сделать так-то и так-то". Пока я говорил это, она умудрялась сделать этот твиззл еще раз сто.

Трудоспособность у нее была уникальная. Пусть не совсем умная трудоспособность, потому что она, не дослушав, начинала уже это делать. Я уже "умирал", падал, а она кричала: "Хватит валять дурака, вставай, будем повторять еще и еще!" Но за счет этой трудоспособности мы и достигли сразу таких результатов. Вообще я сразу почувствовал, что у нас с ней что-то есть. Какой-то контакт, какая-то "химия"…

- Тренера Оксана слушала?

В основном, слушала. Но не соглашалась часто. И всегда у нее было свое видение. Хотя она по гороскопу "рыбы", знак нормальный, спокойный. Но она была упертая. Впрочем, эта упертость иногда нам очень помогала. Рок-н-ролл, с которым мы выиграли Олимпиаду в 1994 году, это был выбор Оксаны! Не мой, совершенно. Линичук предложила нам рок-н-ролл в 1993 году, когда мы только к ней перешли. Но мы отказались - попросили что-то поспокойнее. Решили блюз делать. Как раз Майя Усова с Сашей Жулиным катали блюз - и мы блюз. Интересно было. В олимпийском же году я лично хотел Испанию. Мне эта тема очень нравилась, я даже нашел какую-то музыку. Но она бы точно не сыграла, одно и то же было бы, как у всех. Рок-н-ролл же никто в то время не катал. По крайней мере, лет десять до этого. Единственная проблема была в том, что музыку этого рок-н-ролл Линичук уже отдала Крыловой с Федоровым. И мы уговорили тренера передать нам эту музыку. Каким уж путем уговорили - не помню. Но уговорили. А Анжеле дали другую музыку. Вот такое чутье было у Оксаны. Три недели мы обсуждали разные варианты - и она все это время настаивала: это наша музыка, с ней мы будем бороться.

- Не хотелось бы упустить один важный момент: от Дубовой вы ушли тоже из-за конкуренции?

Там было вот что. Оксана, как мы уже говорили, в работе была очень непростая. С Дубовой она часто не соглашалась, иногда даже ссорилась с ней. Наталья Ильинична, наверное, обидится на меня, если это прочитает, но правда есть правда. Конкуренция тоже была. Климова и Пономаренко были первой парой, Саша с Майей - второй, мы - третьей. На Олимпиаде в Альбервилле в 1992 году стали четвертыми. Это был мой самый спокойный год, хотя и после операции, что было непросто. Третьими мы стать точно никак не могли - только если бы Майя с Сашей упали. И то раза два или три. Пятыми тоже никак стать не могли - за нами были итальянцы Каллегари/Камерленго и венгры Энги/Тот. По сравнению с ними мы катались совсем на другом уровне, там тоже было все понятно. На чемпионат Европы Дюшене не приехали, там мы стали третьими. И на чемпионате мира тоже в отсутствии Дюшене - третьими. Так что здесь все было шикарно. Но у Оксаны с Дубовой отношения были просто ужасными. Плюс у Оксаны завязался с Жулиным роман, и у Майи с Сашей начались проблемы. И летом Наталья Ильинична выгоняет Оксану из группы, говорит ей "гуд бай". Дает мне в партнерши Татьяну Навку и говорит: "Через пару лет я из вас сделаю чемпионов мира, а сейчас время Майи и Саши". Тут я понимаю: у меня была нормальная пара, при всех сложностях работы с Оксаной. Но Дубова решила пожертвовать одной фигурой, чтобы вывести Усову и Жулина в олимпийские чемпионы 1994 года, а мое должно было бы стать следующее четырехлетие. Сначала я согласился. Все-таки я десять лет у Дубовой провел, был ей предан. Что мне было делать?

Итак, партнершу выгнали, я продолжаю кататься. А Оксана тем временем начала мне названивать и говорить: "Женя, опомнись, нам сделали плохо, давай уйдем и будем кататься вместе". Плюс еще многие специалисты, иностранные в том числе, удивлялись: как так, перспективная пара, и вдруг больше не катается? Я засомневался. Все-таки от тренера никогда не уходил, помните, я сказал - это как ядерная война? Начинаю все-таки кататься с Навкой, делаем с ней программы. И через месяц-два я понимаю, что это не работает. Таня еще была совсем молоденькая, необкатанная. Я бы в паре с ней с третьего места на чемпионате мира опустился бы на следующий год где-то на десятое. Всю жизнь стремился к первому месту - и здесь такой скачок назад. Решил, что надо каким-то образом включать задний ход и спасать ситуацию. В то время Дубова решила увезти всю группу в Лейк-Плэсид, в Америку. И буквально накануне даты отъезда мне снова звонит Оксана. Говорит: "Спрашиваю последний раз - решайся". А я знал, что она уже к тому моменту начала кататься с Петром Чернышевым, видя, что я никуда не двигаюсь. И для меня это был решающий сигнал. Я сказал себе: все, иду за Оксаной в группу Линичук. Вызываю Наталью Владимировну на разговор, все обсуждаем, "обтесываем" все углы… И вот Дубова с группой уезжает в Америку, а я остаюсь. И снова катаюсь с Оксаной. Поначалу было очень тяжело. Не катались-то всего несколько месяцев - а показалось, что прошел год. И раскачивались мы аж до декабря. Пропустили все турниры, никуда не ездили, просто не могли вкатать танцы. Но потом все вернулось на круги своя. Майя с Сашей в том году стали первыми, а мы спокойно - вторыми.

- Теперь вернемся в 1994 год. Второе пришествие Торвилл и Дина в танцы на льду сильно спутало всем карты?

Встряхнуло это всех очень сильно. Вернулись в том году не только Торвилл и Дин - началось повальное возвращение всех чемпионов-профессионалов. Гордеева с Гриньковым, Катарина Витт… Сначала был важнейший предолимпийский чемпионат Европы в Копенгагене. Торвилл и Дин стали там первыми, но мы выиграли в произвольном танце и заняли итоговое второе место. Первый раз в жизни мы выиграли у той пары, которая по "очереди" шла впереди нас. Не дождались ухода Майи и Саши и смогли их опередить. Кстати, интересная история. Когда мы определились с музыкой - рок-н-роллом, нашли Игоря Кондрашова, замечательного танцора этого стиля, он поставил прекрасную программу. Поначалу сомневались, сможем ли рок-н-ролл танцевать, особенно я - такой классик. Но как только стало получаться ногами двигать, мы почувствовали, что это может сработать. Но перед самым чемпионатом Европы Оксана заболевает. Сначала вроде как показалось - простуда, она пришла не тренировку. А Линичук в этом плане была довольно жесткой: больная, не больная - катайся. Я говорю: "Наталья Владимировна, она реально заболела, прокатает - потом будет такое осложнение, мы ее с вами не поднимем". Так и получилось. Прокатали никому не нужный прокат, и у Оксаны после этого воспаление легких. Лежит с температурой 40-41 неделю, вообще не встает. К ней ходят какие-то лекари, какие-то бабушки, просто чтобы ее поднять! Звонят уже из федерации, говорят: "Ребята, ну вы как? Будем запасных посылать, вы же не готовы". Но мы держимся, говорим, что мы едем, хотя Оксана лежит пластом. Остается два дня, Оксана встает, приходит на тренировку. Сделать вообще ничего не может, я ее просто по кругу повозил. Домой пришла - опять температура. На следующий день явилась - покатались уже более-менее. И мы, не тренируясь где-то дней десять до чемпионата Европы, умудрились выиграть произвольный танец и у Торвилл с Дином, и у Майи с Сашей. То есть Оксана так умела собираться… Я бы, наверное, так не смог. Ни один человек бы не смог. Но мы во многом благодаря этой истории и поняли, что можем бороться на Олимпиаде за победу. Если еще в прошлом году разрыв между Майей с Сашей и нами был огромный, то здесь мы входим в олимпийский сезон, приезжаем на чемпионат Европы и почти что его выигрываем.

Я читал мнение Тарасовой, что если бы Торвилл и Дин вернулись в Лиллехаммере к своему знаменитому "Болеро", то чемпионами бы стали они.

Да, это было ее предложение - вернуться к "Болеро". Вы знаете, настолько Торвилл и Дина все любили - да и мы их обожали… И понимали, что если англичане возьмут "Болеро" - то это будет очень сильно. Не то "Болеро", что было в 1984 году. Тогда было такое время, что быстро кататься им было не обязательно. Они 40 секунд в начале танца там вообще на месте стояли. Сейчас двинул бровью - музыка пошла, а тогда таких правил не было, и они придумали гениальное начало. Так вот, если бы они добавили в "Болеро" новые элементы, скорость, то бороться с ними нам было бы трудно. И я думаю, действительно, все было бы по-другому. А так в Лиллехаммере они вышли, я увидел их обязательные танцы - и понял, что мы их обыграем. Ужасная у них была "обязаловка", недотянутые ноги… Судьи их пожалели, оставили на третьем месте, хотя они должны были быть шестыми-седьмыми максимум. Оригинальный танец румба у них была блестящий, не вопрос. Мы там носились колбасой по катку, изображали что-то, а у англичан была настоящая, истинная румба. Но в произвольном танце уже нужна была скорость - и мы своей молодостью, таким вихрем и взяли это золото.

Если бы вы сидели на трибуне как простой болельщик, за кого бы вы болели - за Грищук/Платова или за Торвилл/Дина?

Да за Торвилл и Дина, конечно. Какие-то выскочки приехали с каким-то рок-н-роллом (смеется). Многие ведь не согласны с результатом той Олимпиады. Торвилл и Дин - самые любимые фигуристы мира, может быть, до сих пор. Все их обожали, и мы сами, как я уже сказал. Я бы, конечно, не сказал, что мне было неудобно их обыгрывать - когда мы выходили на лед, то азарт борьбы захлестывал. Но когда за пределами льда стояли рядом, то мысли лезли - это же Торвилл и Дин, боги… В общем, вот так получилось - мы, будучи никем, выиграли Олимпийские игры. И в прессе стало появляться много статей на тему того, что это было несправедливо. Даже про судейство писали - мол, нам помогли. И мне, и Оксане стало обидно слышать такое.

- И вы решили остаться до следующей Олимпиады?

У меня была травма, прооперированное колено. Я предложил было Оксане уйти в профессионалы. Но потом мы подумали - кто нас знает, кто нас в какое шоу возьмет? Для нас ведь было важно это - так-то мы были нищие по тем временам, в 1993 году брали у федерации в долг деньги, чтобы заплатить постановщику. Это сейчас фигуристам помогают, а мы взяли 3 тысячи долларов с распиской, что вернем. Потом в тур нас взяли после чемпионата мира, мы заработали и вернули. Сейчас это кажется смешным, но тогда ситуация была ужасной. И мы, в общем, решили остаться. Помню разговор с Гриньковым - он нам так и сказал: да вы же никто, а Торвилл и Дин - всё! Покатайтесь, повыигрывайте еще на чемпионатах мира, потом станете еще раз олимпийскими чемпионами - и потом уходите.

Выиграв в Нагано, рыдали, как два замученных человека

Сейчас как-то принято считать, что на Олимпиаду в Нагано вы приехали безоговорочными фаворитами, но я специально посмотрел протоколы и увидел, например, что в оригинальном танце вы выиграли у Крыловой и Овсянникова всего одним голосом.

Борьба была, и еще какая. Одна наша ошибка - и Крылова с Овсянниковым были бы олимпийскими чемпионами.

- А перед этим еще была история с вашими падениями - на двух турнирах, кажется, подряд.

В плане падений тот год был ужасным. Да и вообще был год просто тяжелейший. Оксана мыслями уже в Голливуд начала уходить, она стала Пашей. На таком нерве находилась, что работа вообще не шла. Если бы не было всего этого Голливуда и Паши, если бы мы работали так, как раньше, когда только встали в пару, мы не то чтобы на голову - на три головы были бы выше всех остальных. Но мы с Татьяной Анатольевной, чтобы заставить Оксану тренироваться, приезжали к ней домой с цветами, с деревьями… С чем только не приезжали. Успокаивали ее как могли, но Оксана все равно могла схватить Тарасову за грудки и начать трясти со словами "мы выиграем или нет, скажите мне!" А Татьяна Анатольевна отвечала: "Вот выйди на лед и работай, а не плачь дома. Тогда выиграете". В общем, очень сложный момент был. Начали сезон мы просто катастрофически. Хотели менять нашу программу "Мемориал" на танец предыдущего года, Arabian Passion. Очень хорошая была программа, моя, кстати, любимая. А "Мемориал" вообще не шел.

- Почему, кстати, та программа любимая?

Потому что мы ее сделали на 80 процентов сами. Музыку сами выбрали, очень давно хотели катать восточный танец. Очень легко его поставили, просто на раз-два. А "Мемориал" ставился через слезы, пот и кровь. Только после Гран-при, в декабре, мы этот танец раскатали. Хотя номер, конечно, очень хороший, но не могу сказать, что он мой любимый. Очень уж тяжело дался, со скандалами каждый день. И процентов на 20-30 можно было его лучше сделать. А все остальные, тем временем, к нам приблизились - в первую очередь, Анжела с Олегом.

Слышал такую точку зрения, что вы падали не из-за того, что плохо катались, а из-за того, что слишком хорошо - очень близко друг к другу.

Это правда - мы катались очень близко. Сейчас это куда-то ушло, но вообще чем ты ближе к партнеру катаешься в танце, тем это круче. А Оксана - она как человек очень экспрессивный могла в танце исполнить шаг, который не был изначально запланирован, сделать такую импровизацию. Об этом и Саша Жулин говорил, когда она с ним потом каталась в профессионалах. Мы же в танцах не должны такого делать, мы должны кататься не то чтобы как роботы, но по четко отработанной в голове схеме. Эмоции - это все хорошо, но когда она вдруг делала резкое неожиданное движение ногой и била мне в конек, то я, конечно, падал. Я, помню, с друзьями пересматривал прокат на французском Гран-при того олимпийского сезона, когда я так упал первый раз, и друзья мне говорили: "Ну ты вообще мог прямо там погибнуть" (смеется). Потому что ее конек в миллиметре от моего лица прошел. Второе падение - на чемпионате Европы. Опять же, Оксана поворачивается и бьет мне под пятку. Татьяна Анатольевна на меня было "наехала", сказала: "Ну сколько можно падать, что происходит, ты что, на ногах не можешь стоять?!" Я жестко ответил: "Татьяна Анатольевна, посмотрите на повторе, отчего я упал". Хотя и самому, конечно, было крайне неприятно в тот момент. Действительно, сколько можно падать? Но на чемпионате Европы тогда нам это падение помогло, мы стали вторыми в оригинальном танце, вышли на произвольный злые и откатались так, что рядом вообще никто не стоял.

На Олимпиаде в Лиллехаммере у вас с Оксаной был последний стартовый номер в произвольном танце, а в Нагано - первый в группе сильнейших. Когда я пересматривал ваш олимпийский "Мемориал" на видео, то сцена, как Оксана разрыдалась после проката, пробрала до мурашек. Вы в тот момент уже поняли, что выиграли?

Нет, абсолютно. Оксана рыдала просто от выплеска эмоций, от того, что все, наконец, закончилось. Понимаете, в Лиллехаммере если бы мы стали третьими, сказали бы "спасибо". Если бы стали вторыми, сказали бы "большое спасибо". А когда выиграли, то сказали "спасибо, за что?" Это шутка, но в принципе мы действительно не ожидали, что выиграем. А здесь четыре года нас свербила мысль: мы должны выиграть Олимпиаду, мы должны выиграть Олимпиаду… И когда это время подошло, то от давления можно было сойти с ума. Остальные люди боролись за медали, радовались, а для нас серебро было бы равнозначно катастрофе, концу жизни. Когда сейчас мои спортсмены говорят, что нервничают, я им отвечаю: "Вот когда, дай бог, вы будете на вершине и почувствуете, как весь мир настроен против вас и мечтает вас оттуда сбросить, тогда это будут нервы". Думаю, что весь Нагано трясся вместе со мной, когда я настраивался на прокаты. Ходил по городу, по парку, гулял, но как только в голову возвращалась мысль о том, что предстоит, о том, что любая ошибка будет роковой, появлялось только одно желание - застрелиться.

- Когда выступили, конкурентов смотрели или ушли куда-то?

Мы, честно говоря, после выступления не очень понимали, что происходит. Дождались оценок, увидели одну или две "шестерки", я сделал довольный жест - все-таки приятно, когда тебе ставят высшие оценки. Но я понимал, что этого может быть недостаточно. Ушли - по-моему, в студию NBC. Хотели спрятаться от всех. Нас пытались искать журналисты - но какое может быть интервью, когда ты еще ничего не знаешь? И вот, мы сели, ничего не смотрим. Слышим только музыку, понимаем, что катаются Анжелика и Олег. И как только стало ясно, что они вторые, мы с Оксаной так разрыдались! Мы не плакали - мы реально рыдали… Я начал дико кашлять, никак не мог остановиться. Это были два замученных больных рыдающих человека, почувствовавших в этот момент невероятное единение.

- Но уже буквально на следующий день вы перестали быть танцевальной парой…

Да, потому что Оксана сразу же уехала в Лос-Анджелес, чтобы попасть в шоу Джея Лено. И потом реализовать мечты о Голливуде. Про фигурное катание сразу же подзабыла. Хотя, может быть, она и хотела продолжить выступать в профессионалах, но мне этого не показывала. Я вернулся после Олимпиады, а он уже, оказывается, вообще со всеми вещами в Голливуд переехала. Но я знал, что у нас с Оксаной в профессионалах ничего не выйдет. Для этого нужно быть очень близкими друзьями. Поэтому я и решил, что надо добиться максимума в любительском спорте - а потом уже смотреть, что будет дальше.

Последний вопрос у меня такой почти такой же, как и первый. Вы уже рассказали, что общаетесь и с Крыловой, и с Жулиным - а с Оксаной?

Да, общаемся! Прошло много лет, и я очень доволен, что мы с Оксаной еще раз выступили. Для меня наша карьера всегда была как незаконченная книга. Мы не очень хорошо закончили наши выступления в любителях, расстались. Оксана каталась с Сашей Жулиным, я - с Майей Усовой. Это все-таки было не очень правильно. Я такой человек, что всегда хочу спокойствия - ненавижу конфронтации. Особенно с тем человеком, с которым я провел столько лет жизни. Хотелось закончить хорошо. В первый раз мы с Оксаной нормально пообщались в 2005 году, во время московского чемпионата мира, когда организаторы устроили парад чемпионов. Это было просто потрясающе. Там мы вместе появились на публике, посидели на трибуне вместе с Путиным. И нас в интервью спросили: "Вы не собираетесь вернуться?" Тогда зародилась мысль: хорошо бы было, если появится возможность прокататься вместе, чтобы красиво закончить. Устроить такой прощальный бал. И я настолько рад, что в 2006 году мы приняли участие в проекте "Танцы на льду" и выступили там вместе! Сейчас говорю эти слова, и чувствую ком в горле. Это было очень приятно. Сначала мы отказывались кататься вместе - говорили, это несерьезно, надо месяц тренироваться… Но за два дня до шоу посмотрели друг на друга и сказали: "Ну, давай попробуем". Вышли на маленький лед, взялись за руки - и ощущение, как будто не расставались. Попробовали один элемент, другой. Сделали номер за пять минут. Потрясающая песня из фильма Colours of the Night. И настолько мы хорошо откатались, что после этого сделали еще несколько шоу. Побывали на праздновании десятилетия проведения Олимпийских игр в Нагано в 2008 году…

- То есть, точка поставлена?

- Тогда самый-самый последний вопрос: тренерский тандем Грищук - Платов возможен?

Вряд ли. Хотя Оксана говорила, что нам, возможно, стоит попробовать вместе. Но не думаю, что мы сойдемся в работе. Очень сложно всегда у меня проходит поиск помощников. Долго искал хореографа, нашел - Жанну Палагину, мы уже три года работаем вместе, сейчас, по-моему, нашел и второго тренера. Только потому, что я, как настоящий лев по гороскопу - все люблю делать сам.

В феврале этого года миллионы любителей фигурного катания поздравляли Пашу Грищук и Евгения Платова с высочайшим званием первых в истории двукратных олимпийских чемпионов в танцах на льду. В июле стало известно, Платов ушёл от партнёрши, с которой провёл на льду без малого десять лет, и решил стать в пару с Майей Усовой, а Грищук начала кататься с Александром Жулиным, с которым её связывают давняя дружба и сравнительно недолгая любовь.

Смена партнёров на этом уровне случается чрезвычайно редко, но "развод" двукратных олимпийских чемпионов в момент, когда практически закончились все их многолетние муки тренировок и соревнований, и пришла пора получать проценты с капитала вложенных сил - явление столь же уникальное, как и достигнутые парой успехи.

Кто виноват в этом разрыве? В интервью, данном одному американскому журналу, Платов назвал одной из причин ухода решение Паши переехать в Лос-Анджелес. В свою очередь, Грищук обвиняет Женю в недостаточной трудоспособности и в том, что, не предупредив заранее о своём уходе, он довёл её до шокового состояния.

Трудно сказать, по чьей вине легендарная пара лишилась легендарных заработков, но полагаю, что Платов принял своё решение не на скорую руку. В мире фигурного катания выдающаяся фигуристка Оксана-Паша Грищук известна не только фанатическим трудолюбием, но и несчастно тяжёлым, неуживчивым характером.

Будущая звезда родилась 17 марта 1972 года в Одессе. Фигурным катанием начала заниматься, когда ей было четыре года, начав карьеру в женском одиночном катании. Уже тогда у физически слабенькой Грищук выработались стальная воля и чудовищная трудоспособность. Малышка была готова учиться с утра и до вечера, но Одесса не устраивала уже в ту раннюю пору недетское честолюбие бывшей чемпионки, поэтому в мае 1980 года мать и дочь переехали в Москву. Оксану показали в "Динамо" тренеру Елене Александровой, которая тут же зачислила способную фигуристку в свою группу. С 1980 по 1984 год Грищук продолжала заниматься одиночным катанием, хотя девочке не хватало физической подготовки: она хорошо каталась, но низковато прыгала.

В танцы её сманила Наталья Линичук. Первые полгода Оксана каталась одна, затем Линичук поставила её в пару с опытным фигуристом Александром Чичковым. На чемпионате мира среди юниоров 1987 года Грищук с Чичковым были серебряными призёрами, а годом позже получили и первые золотые медали. Вскоре травмы заставили Сашу уйти из большого спорта. Оксана осталась без партнёра. На её счастье, у Натальи Дубовой примерно в то же время высвободился неплохой танцор Евгений Платов. Понимая, на что может быть способна в руках хорошего тренера настырная, трудолюбивая одесситка, Дубова очень хотела заполучить её в пару к Платову.

Неизвестно, ушла ли бы Оксана от своего первого танцевального тренера, но в ту пору Линичук всё своё время отдавала паре Анжелика Кирхмайер - Дмитрий Лагутин, которых очень хотела сделать чемпионами мира среди юниоров 1990 года. Обделённая вниманием Гри-щучка обиделась и, разругавшись с Линичук, ушла к Дубовой.

Так в августе 1989 года появился новый танцевальный дуэт Оксана Грищук - Евгений Платов, который в декабре на чемпионате СССР стал третьим и получил право на участие в чемпионатах Европы и мира 1990 года в Ленинграде и канадском Галифаксе.

Наталья Дубова готовила к Олимпиаде 1994 года в Лиллезаммере две пары: Майю Усову с Александром Жулиным и Грищук с Платовым, видимо, отдавая предпочтение первой. Вторых это не очень устраивало и, не очень дружески расставшись с Дубовой, они к началу сезона 1994 года вернулись к Наталье Линичук, с которой выиграли Олимпиаду в Лиллехаммере, показав на льду рок-н-ролл, вошедший в историю танца на льду наравне с "Кумпарситой" Пахомовой - Горшкова и "Болеро" Торвилл - Дина.

Годы "второго пришествия" Грищук и Платова к Линичук могли бы стать полным триумфом тренера, но, на свою беду, Линичук не хватило веры в Оксану и Евгения, так что двукратными олимпийскими чемпионами в Нагано те стали уже с новым тренером - Татьяной Тарасовой. "Мотором" пары во всех переменах была Оксана Грищук, которая к тому времени уже стала Пашей.

Сегодня Евгений Платов поддерживает с Татьяной Тарасовой прекрасные отношения. Между Тарасовой и Грищук пробежала чёрная кошка претензий.

Адская девочка Оксана Грищук

Хитрый интриган Саша Жулин. - Озверевшие тренеры сломали ребро и выбили зуб. - Таня Навка добилась своего. - Итальянские любовники Анжелики Крыловой.

В 1992 году между молодыми, но уже подающими большие надежды танцорами Оксаной Грищук и Евгением Платовым состоялся любопытный разговор. Женя, улучив момент, когда они остались в доме одни, огорошил партнершу:

Оксана, а давай мы будем жить вместе. Мы же не первый день знакомы.- То есть как? В одной комнате? - спросила Грищук.- Ну да. И вообще... Ты разве не знаешь, как живут мужчина с женщиной?Он расстегнул верхнюю пуговичку ее блузки, просунул палец под бюстгальтер и поиграл с ее маленьким твердым соском...

Грищук и Платов тренировались тогда в США, в Лейк-Плэсиде. У Натальи Дубовой . Ученикам и тренеру выделили дом на троих - у каждого была своя комната. Наталья Ильинична куда-то уехала, и Жене снесло крышу.

Оксана была в шоке! В Москве Платова ждала невеста - фигуристка Маша Аниканова , которая позже переквалифицировалась в актрисы. До свадьбы оставалось меньше месяца. Женя уже купил невесте обручальное кольцо. Может, Платов пошутил?Нет, он говорил серьезно.Оксана гордилась своим партнером - статный, красивый, на льду умеет почти все. Но как мужчина Евгений ее не привлекал. В то время Грищук, как кошка, была влюблена в другого фигуриста - Александра Жулина . На каких-то соревнованиях они переспали, и Оксана влюбилась в него так сильно, что могла выполнить любое желание. Ее ничуть не смущало, что Александр был женат на своей партнерше Майе Усовой .

Саша мне сказал, что у него с Майей только видимость семьи - любовь прошла. А не разводятся, чтобы не было шума в прессе, - вспоминала Грищук. - Я, как слепой котенок, втюрилась в него, а он мне столько лапши на уши навешал - никаких вилок не хватило бы ее снять. Конечно, в 20 лет я была наивной, доверчивой, верила каждому его слову, и он этим воспользовался.

Однажды во время зарубежного турне Жулин постучал в гостиничный номер, где жила Оксана, и попросил ее выйти в холл. Когда она появилась в коридоре, Александр отвел девушку подальше от двери и загадочно произнес:

У меня для тебя сюрприз. Смотри!Жулин достал из кармана обручальное кольцо и надел его на палец Оксаны. Она стояла с широко раскрытыми глазами и от счастья готова была улететь в небо.- Только знаешь... - замялся Жулин, - ты это колечко-то на выступления не надевай. А то начнут вопросы задавать: мол, откуда, от кого? Я ж еще не развелся с Майей. Теперь ты понимаешь, как я тебя люблю. А чем ты можешь доказать мне свою любовь?

Что я должна сделать? - тихо спросила Оксана.

Брось фигурное катание. Ради меня. Ради нас.- Как бросить? Зачем?- У нас же будет семья, понимаешь? Вот у меня сейчас жена - фигуристка. Я больше не хочу этого. И на работе, и дома одни и те же проблемы. Мне нужна нормальная семья!От переизбытка чувств Оксана чуть не расплакалась. Вот так, на взлете карьеры, бросить спорт? Она обещала Жулину подумать.Так что Платов на взаимность со стороны Грищук рассчитывать никак не мог. Впервые столкнувшись с таким «динамо», Евгений решил ей отомстить. И вечером того же дня стряслось настоящее ЧП. Платов сказал Дубовой, что Грищук хочет уйти от нее к Наталье Линичук (у которой тренировалась раньше, еще будучи одиночницей). И зовет его с собой.

Услышав такое, Дубова побелела от гнева:

Ты что надумала, сволочь? Сбежать от меня решила!Разыскав Оксану, Наталья Ильинична вцепилась ей в волосы и дала пощечину. Выяснение отношений со строптивой ученицей закончилось тем, что тренер и ее муж, Семен Белиц-Гейман , не совладав с нервами, сломали Оксане ребро и едва не выбили зуб.- Скатертью дорога! Беги, куда хочешь, - напоследок бросила Дубова.Грищук собрала вещи и улетела домой. А Платов остался в группе у Натальи Дубовой, которая нашла ему новую партнершу - Татьяну Навку .Впрочем, по словам Оксаны, Платов сам после чемпионата мира-92 предложил ей перейти к Линичук. Такой переход, как считал Евгений, выглядел бы вполне логичным. Олимпийские чемпионы Марина Климова и Сергей Пономаренко завершили карьеру, и оказалось, что обе ведущие танцевальные пары страны (Усова - Жулин и Грищук - Платов) тренируются у одного специалиста - Натальи Дубовой. На мировом первенстве 1992 года Усова и Жулин завоевали «серебро», а Грищук и Платов - «бронзу».

Понятно, что Майе и Александру, как лидерам, Дубова будет уделять больше внимания, так что есть смысл поменять тренера.

Когда Женя рассуждал об этом в беседе с Оксаной, она сказала: давай не будем торопиться, надо хорошенько подумать. Но Платов представил дело так, что Грищук уже все решила.

Платов все-таки женился на Маше Аникановой, но их брак оказался недолгим.А Грищук, прилетев в Москву, повесила коньки на гвоздь и стала ждать своего принца - Жулина. За три месяца вынужденного безделья она набрала 10 килограммов лишнего веса! Оксана боялась подходить к зеркалу, она была на грани нервного срыва. И тут ей из Америки позвонила Майя Усова.- Было три часа, я вскочила, как ошпаренная, - вспоминает Грищук. - И Усова мне с ходу сообщает, что ее муж закрутил роман с Навкой! Да все в красках. В деталях - где целовались, как она их застукала. После такого я, естественно, не могла уснуть. А через день раздался звонок от Жулина. Как ни в чем не бывало он спрашивает: «Ну как, дорогая, ты ждешь меня? Я скоро приеду». Тут я его и отфутболила, сказала, что мне известно про его шашни с Навкой, и попросила больше не звонить.

А у Платова дуэт с новой партнершей не сложился. Видимо, Татьяна Навка в тот момент меньше всего думала о тренировках. Евгений сам вышел на Линичук и Карпоносова и признался, что хотел бы перейти к ним. Уязвленная и обиженная на весь белый свет Грищук, желая поскорее выйти из депрессии, тоже обратилась к Наталье:

Возьмите меня к себе, я буду работать, как проклятая!Линичук как-то сказала, что назад Оксану ни за что не возьмет. Ведь Грищук, которую она тренировала с детства, ее предала, перейдя в группу Дубовой. А предателей, мол, не прощают. Но, взвесив все «за» и «против», Наталья Владимировна все-таки сжалилась над Оксаной.

Грищук росла брошенным ребенком - отец рано ушел из семьи, девочку воспитывала мать. Они жили в Одессе, а потом переехали в Москву - мама справедливо посчитала, что в столице дочке легче будет пробиться в люди. Впрочем, не исключено, что родительница не в последнюю очередь думала и о себе. В Москве она встретила немца и навсегда уехала в Германию. Юная девушка-подросток осталась одна. Фигурное катание стало смыслом ее жизни.

Неудивительно, что Наталья Линичук «заблудшую овечку» пожалела. Оксана и Женя снова стали кататься вместе. Началась тяжелая, почти каторжная работа, которая в феврале 94-го увенчалась сенсационной победой на Олимпиаде в Лиллехаммере. Усова и Жулин, на тот момент действующие чемпионы мира, проиграли второй паре сборной России!

Кстати, не произойди та ужасная, с членовредительством, драка между Дубовой и Грищук, юная Таня Навка вряд ли появилась бы в Лейк-Плэсиде! Ей хватило нескольких месяцев, чтобы не просто вскружить голову опытному ловеласу Жулину, но и стать впоследствии его женой. Тогда, в 94-м, стоя на олимпийском пьедестале в Лиллехаммере и победно смотря на Жулина сверху вниз, Оксана и представить себе не могла, что всего через четыре года будет кататься с ним в одном дуэте. А ведь, казалось, она никогда его не простит....Танцевальный турнир Олимпиады-98 в Японии запомнился острейшей борьбой за медали. Кроме Грищук и Платова, на золотые награды претендовал и другой российский дуэт - Анжелика Крылова и Олег Овсянников .

Еще за два года до Олимпийских игр обе эти пары тренировались у Натальи Линичук. В какой-то момент подозрительная Грищук почувствовала, что Наталья Владимировна с большей симпатией относится к Анжеле и Олегу. Масла в огонь подлила и неосторожно брошенная тренером фраза о том, что Крыловой и Овсянникову вполне по силам выиграть Олимпиаду. В результате возник нешуточный конфликт, после чего Оксана и Женя ушли к другому тренеру - Татьяне Тарасовой . Ушли со скандалом, «забыв» расплатиться с Линичук и Карпоносовым. Речь шла о сумме свыше 30 тысяч долларов! Обиженные наставники подали на своих учеников в американский суд и добились выплаты денег. Любопытно, что на контракте, который подписали тренеры с Грищук и Платовым, не было печати, но стояли подписи обоих фигуристов. Для суда этого оказалось достаточно, чтобы признать документ подлинным.

Между тем Тарасова сто раз пожалела, что связалась с Грищук и Платовым. Женя доставлял ей не так много проблем, а вот Оксана вымотала все нервы.

Она постоянно опаздывала на тренировки, и однажды Татьяна Анатольевна не выдержала:

Все, хватит! Чтобы это было в последний раз.- Вы меня хоть убейте, но вовремя я все равно не приду, - спокойно ответила Грищук. - Не получается у меня.И продолжала опаздывать. Платов как-то рассказал такую историю. Он с ребятами сидел в мужской раздевалке и вдруг услышал женский крик и страшные рыдания. Впечатление, что кого-то бьют или пытаются зарезать. Мужчины ворвались в женскую раздевалку, а там сидит Оксана и льет слезы в три ручья, ничего не объясняя. Потом, по словам Жени, он к такому беспричинному плачу привык.Тарасова в своей книге «Красавица и чудовище» вспоминает:- Я впервые в жизни увидела человека, который без конца плакал. Адская девочка. Оксана подозревала всех людей (некоторых, надо сказать, не без оснований) в разных нехороших поступках. Довольно быстро я разобралась, что девочка психически не совсем здорова, и я ее жалела. Больной ребенок, он же еще дороже.

Грищук постоянно скандалила и устраивала истерики. За полчаса до тренировки Тарасова выпивала сильное успокоительное - иначе выдержать все это было невозможно.

Я хотела оторвать ей уши или выдернуть Оксане все ее зубы по одному. Так она меня доводила, - вспоминала Тарасова. - Грищук хулиганила и хамила, а потом к моей двери вдруг приносила букеты цветов. Часто в цветах она оставляла записки: «Я вас люблю на всю жизнь». Или что-то в этом роде. Она даже называла меня мамкой, и я понемногу оттаивала.

Анжелика Крылова считала, что она ни в чем не уступает Грищук - ни в технике, ни в артистизме. Ради того чтобы стать первой, Крылова даже пошла на разрыв с предыдущим партнером Владимиром Федоровым, хотя в дуэте с ним Анжела уже была призером чемпионата России. Она не сомневалась, что партнер уступает ей в классе. Федоров долго переживал. К тому же неприятную для себя новость Володя узнал от третьих лиц.На место Федорова Линичук взяла Олега Овсянникова. Новые партнеры быстро притерлись и на чемпионате мира-97 завоевали «серебро», лишь немного уступив Грищук и Платову. Все шло к тому, что на Олимпиаде в Нагано Крылова и Овсянников могут сместить фаворитов с верхней ступени пьедестала. Они свято в это верили, на тренировках вкалывали до седьмого пота, но... На первое место судьи вывели их соперников. Олег с горя напился до поросячьего визга, а Анжелика всю ночь билась в истерике.

Некоторую моральную компенсацию они получили позже, став двукратными чемпионами мира. Но - в отсутствие Грищук и Платова.

Стоит заметить, что Крылова, красивая брюнетка с лебединой шеей и величественной осанкой, пользовалась успехом у мужского пола. В начале 90-х у нее был серьезный роман с Алексеем Тихоновым , который позже стал чемпионом мира и Европы в паре с Марией Петровой .

Леша Анжелике очень нравился. Но на чемпионате Европы в Париже Крылова познакомилась с итальянским хореографом Джузеппе Ареной . Она первая с ним заговорила, и вскоре итальянец ее очаровал. На банкете по случаю окончания чемпионата Джузеппе пригласил Анжелу на танец и шепнул ей на ухо: «Можно, я приеду к тебе в Америку?» (Крылова с Овсянниковым тренировались в то время в городке Ньюарк, штат Делавэр.) Анжелика кивнула. Она не думала, что Джузеппе сдержит слово. Но итальянец позвонил и прилетел. И обаял ее еще больше.

Арена когда-то был профессиональным танцором, выступал на сцене знаменитого «Ла Скала». У него трое детей, с двумя предыдущими женами он развелся. Кроме того, Джузеппе был лет на 15 старше Анжелики. Но все это уже не имело значения. После Олимпиады Анжела улетела к нему в Милан, а потом они стали жить вместе в Ньюарке. В доме из пяти комнат, который Крылова купила на свои гонорары.Фигуристка рассчитывала, что они сыграют свадьбу. Несколько лет назад они вдвоем приходили в редакцию «Экспресс газеты», и Анжелика уверяла, что заветный штамп в ее паспорте - вопрос нескольких месяцев.

Но вскоре выяснилось, что брак отнодь не входил в планы соблазнителя Джузеппе. И они расстались.

Когда-то Крылова и Овсянников поспорили на бутылку шампанского. Олег утверждал, что первым из них сыграет свадьбу он, Анжелика была уверена в обратном. Овсянников тогда положил глаз на светловолосую девушку Елену Соколову , будущую чемпионку России. Почти все фигуристы из сборной страны знали об их романе. Но Олег на Соколовой так и не женился. И все-таки он выиграл спор. Овсянников выбрал себе в жены иностранку - австрийскую фигуристку Анжелику Кирхмайер (у нее мама - австриячка, а папа - латыш). Эта барышня выступала в танцах на льду в паре с Дмитрием Лагутиным , вместе с ним стала чемпионкой мира среди юниоров. А тренировалась Кирхмайер в группе у Линичук. Немудрено, что Олег ее приметил. Кстати, сначала Анжела выступала за СССР, а австрийское гражданство взяла уже после распада Союза.

Крылова хоть и рассталась с Джузеппе, но горевала недолго. Она нашла себе другого итальянца - бывшего фигуриста Паскуале Камерленго . Женщины говорят, очень страстный мужчина. Анжелика подарила ему двоих детей - сына и дочку. Обосновалась интернациональная семья в Америке, недалеко от Детройта.

ГРИЩУК СЧИТАЕТ, ЧТО ПЛАТОВ ЕЕ БРОСИЛ. ПО МНЕНИЮ ПЛАТОВА, ВСЕ НАОБОРОТ

Месяц назад двукратные олимпийские чемпионы в танцах на льду Паша Грищук и Евгений Платов впервые в жизни выступили на чемпионате мира среди профессионалов в Вашингтоне. Причем - и это было сенсацией - боролись они друг против друга. Их новыми партнерами стали экс-чемпионы мира Майя Усова и Александр Жулин.

В Вашингтоне, как известно, Усова и Платов выиграли. Грищук с Жулиным остались лишь третьими. Но всех интересовали не только сугубо спортивные итоги. Загадкой оставались причины, по которым распалась самая знаменитая танцевальная пара в истории. И вот теперь многое стало ясно. Вчера Паша Грищук позвонила из Лос-Анджелеса корреспонденту "СЭ" Елене ВАЙЦЕХОВСКОЙ.

А за два дня до этого - в Москве - состоялась беседа с Евгением Платовым.

Паша ГРИЩУК

ОН ПРЕДПОЧЕЛ МНЕ МАЙЮ

Наш разрыв с Платовым расцениваю однозначно - он меня бросил. Хотя я хотела продолжать кататься с ним. Ведь профессиональное фигурное катание - это просто бизнес, способ заработать деньги. Но Платов выбрал Майю. Сразу после этого мне позвонил Саша Жулин и предложил кататься вместе. Получалось у нас очень хорошо. Мы выиграли турнир с участием олимпийских чемпионов 1992 года Марины Климовой и Сергея Пономаренко, потом выступали в шоу Элвиса Стойко, и во всех городах нам устраивали овацию. А вот в Вашингтоне проиграли. Это, наверное, естественно, у нас не было "стены" - такого тренера, как Тарасова. Однако просить ее о помощи, когда мы только начали кататься с Жулиным, я не решилась. В конце концов у нее уже тренировались Майя и Женя. Вторым вариантом была группа Натальи Линичук, но и там нас вряд ли приняли бы: слишком много у Линичук своих фигуристов. Достаточно того, что она взяла бывшую Сашину пару Навка - Костомаров, которую он до этого тренировал. Мы же работаем одни.

Как, кстати, на ваше желание кататься с Жулиным отреагировала его подруга Татьяна Навка? Вы ведь, если не ошибаюсь, стали в свое время главной виновницей разрыва Саши и Майи?

Это не совсем так. Мне Жулин говорил, что его семейная жизнь дала трещину гораздо раньше, чем мы стали встречаться. С Таней же у меня прекрасные отношения. Во всяком случае, решение Саши она поддержала.

- Вы очень расстроились, проиграв Усовой и Платову в Вашингтоне?

Да, конечно.

- А почему отказались от турнира в Японии, который завершился в воскресенье?

Вовсе не потому, что боялись снова проиграть. Просто у нас пока не было времени на то, чтобы поставить оригинальный танец, который должен отвечать определенным правилам. Тренируемся не очень много. Во-первых, Жулин живет в штате Дэлавер, а я - в Лос-Анджелесе. Саша периодически прилетает ко мне на тренировки, а это, сами понимаете, происходит не так часто, как хотелось бы. Во вторых, его мучают старые травмы. Несмотря на это, планируем выступить в показательном шоу в Швейцарии. Может быть, получится заехать в Прагу, посмотреть чемпионат Европы.

- Выступать с Жулиным в Type Коллинза собираетесь?

Том сказал, что наши пары для него существуют лишь в одном виде: Грищук - Платов и Усова - Жулин. Но продолжать кататься с Сашей мы будем в любом случае. Загадывать, как долго, не берусь. У меня сейчас настроение не из лучших. Врач даже посоветовал обратиться к психоаналитику, чтобы избежать начинающейся депрессии.

- А как у вас дела с кинематографом?

Снялась в нескольких мелких эпизодических ролях. Это пока все.

Евгений ПЛАТОВ

ОНА НЕ УМЕЕТ ПРОИГРЫВАТЬ

На Олимпийских играх в Нагано я всерьез задумался о том, что у меня нет никакого будущего. Паша говорила лишь о том, что хочет стать актрисой и уехать в Голливуд, наотрез отказалась выступать в очень престижном показательном шоу в Токио, и лишь в последний момент мне и нашему тренеру Татьяне Тарасовой удалось уговорить ее не делать этого. Чуть позже, вернувшись в США, мы решили переехать в Нью-Джерси, где Тарасова планировала работать дальше. Но тут выяснилось, что Грищук уже переехала - в Лос-Анджелес. На вопрос, как она собирается теперь тренироваться, Паша ответила, что я должен приезжать к ней, когда у нее будет свободное от съемок в Голливуде время.

- Когда вы приняли решение встать в пару с Усовой?

Во время показательного Тура Коллинза по Америке. До этого меня так часто спрашивали, не хочу ли я поменять партнершу, что в конце концов я и сам задумался об этом. Майя сразу согласилась - и по окончании тура мы начали тренироваться с ней у Тарасовой. Сначала просто ставили показательные танцы. Чуть позже попробовали сделать оригинальный вальс для выступления в Канаде на турнире "Про-Эм", в котором участвуют и любители, и профессионалы. Неожиданно для себя выиграли эти соревнования и получили приглашение в Вашингтон.

- Каковы ваши дальнейшие планы?

Впереди несколько выступлений в зимнем Type Коллинза. Кстати, когда Том Коллинз узнал о том, что мы с Майей собираемся кататься вместе, он сразу заявил, что из этой затеи ничего не получится и в качестве участников тура мы вряд ли когда его заинтересуем. Однако в Вашингтоне, после того как мы откатали произвольный танец, Коллинз одним из первых встал в почетной ложе и начал аплодировать. Потом подошел, поздравил с победой и сказал, что берет свои слова обратно.

- Ощущаете ли вы прежний соревновательный азарт, выступая в профессиональных и смешанных турнирах?

Еще какой! А вот Грищук, насколько я знаю, выступать с Жулиным уже не хочет. Она не умеет проигрывать.

P.S. В воскресенье в Токио на турнире Honda Lev Cup Усова и Платов одержали еще одну победу.

16.03.2018

Грищук Оксана Владимировна

Российская Фигуристка

Новости и события

07.02.1998 Открылись XVIII зимние Олимпийские игры в Нагано

Оксана Грищук родилась 17 марта 1972 года в городе Одесса, Украинской Республики. Занятия спортам начала очень рано, в возрасте 4-х лет под руководством тренера Валентины Касьяновой. В 1981 Оксана переехала в Москву. Сначала она тренировалась как одиночница у Елены Александровой, а с 1984 года - у Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова. С 1985 Грищук выступала в паре с Александром Чичковым.

Выиграв юниорский чемпионат мира в 1988 году, пара вынуждена была расстаться летом 1989 года из-за травмы партнера. Оксану пригласили в группу Натальи Дубовой, где поставили в пару с Евгением Платовым. Уже в декабре 1989, всего через 3 месяца совместных тренировок, пара Грищук/Платов стала бронзовыми призёрами чемпионата СССР, а в 1991 году они выиграли первенство страны.

На Олимпийских играх 1992 году Оксана и Евгений заняли 4-е место. В этом же году они завоевали бронзовые медали чемпионата Европы, а затем и мира. Осенью 1992 года Оксана вернулась к своим прежним наставникам - Линичук и Карпоносову - вместе с партнером. Спустя год пара выиграла Олимпиаду 1994 в Лиллехаммере. Из-за обострившейся травмы партнера пара пропустила сезон 1994-1995, но вернулась на чемпионат мира, завоевав золото.

В 1996 году у пары Грищук-Платов обострился конфликт с тренером Натальей Линичук, которая все внимание уделяла другим спортсменам своей группы. Позже они начали сотрудничать с Татьяной Тарасовой, вместе с которой готовились к Олимпийскому сезону. Олимпиада в Нагано сделала Грищук и Платова рекордсменами - они первые в мире стали двукратными олимпийскими чемпионы в танцах на льду. Летом 1998 года пара распалась. Грищук получила приглашение о совместной работе от Александра Жулина. Сотрудничество продолжалось в течение года. Снова оставшись одна, Оксана выступала сольно.

В 2001 года Оксана Грищук открыла собственную Академию фигурного катания в США, в которой занимается и менеджментом, и тренерской работой, а также пробует себя как постановщик и хореограф.

В 2006 году приняла участие в ТВ-шоу «Танцы на льду» на телеканале «Россия», где в паре с актером Петром Красиловым заняла первое место. Спустя год приняла участие в шоу «Танцы на льду „Бархатный сезон“» в паре с Петром Дрангой.

Оксана Владимировна Грищук награждена: в 1994 году орденом Почёта - за высокие спортивные достижения на XVII зимних Олимпийских играх 1994 года; Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающиеся достижения в спорте, мужество и героизм, проявленные на XVIII зимних Олимпийских играх 1998 года.

... читать ещё >