Тема «Такие разные праздники. Такие разные праздники Окр мир такие разные праздники

Дать уч-ся представление о государственных праздниках России, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся. . Запомнить праздничные дни России и традиции празднования тех или иных дней, научить использовать приём кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме, создавать условия для формирования учебно-информационных умений. . Развивать воображение, патриотизм.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Такие разные праздники»»

    Айтыкина Амина Худжатловна

    НРМОБУ «Салымская СОШ №2»

    Предмет «Окружающий мир»

    4 класс

    Тема «Такие разные праздники»

    Сообщение новых знаний

Цели урока:

    Дать уч-ся представление о государственных праздниках России, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся.

    Запомнить праздничные дни России и традиции празднования тех или иных дней, научить использовать приём кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме, создавать условия для формирования учебно-информационных умений.

    Развивать воображение, патриотизм.

Ход урока

I . Вызов

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять,

Интересное узнать.

Цели этапа:

    Актуализировать имеющиеся знания и представления о праздниках

    Побудить ученика к активной работе на уроке

    Организовать обмен мнениями

Учитель : День, в которой по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья.

Что это такое?

Отвечая на этот вопрос, мы будем заполнять таблицу:

Хотим узнать Узнал

1. Можно радостно проводить время

2.Проходит в виде церемонии, вечеринки

3.Можно угощать гостей

1.Какие они бывают?

2.Когда их отмечают?

Учитель: Вы все, наверное, догадались, что это такое?

Ученик: Праздники.

Учитель: Это и станет темой нашего урока: «Такие разные праздники»

Учитель: Сегодня мы поговорим о праздниках. А что такое праздник?

Ученик: Торжество в честь какого-либо события.

Приём «Корзина идей»

Учитель: Запишите на листочках бумаги праздники, о которых вы можете сказать « Наши праздники»

Обсудите в парах вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос.

Что у вас получилось?

Приведём всё в систему.

-Идёт « сброс идей в корзину» (дети называют свои выражения в парах, а учитель записывает на доске).

Ученики: День рождение, день свадьбы родителей, день учителя, Пасха, Татьянин день, день Матери, день Валентина ….

Приём «Составление кластера»

Все ошибки исправляются по мере освоения информации

Учитель: Посмотрите на календарь 2012года. Почему некоторые дни отмечаны красным цветом?

Ученик: Потому что эти дни выходные и праздничные.

II .Осмысление (Реализация)

Цели этапа:

    Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов

    Обменяться мнениями по проблеме (мнение должно быть у каждого ученика и оно ценно)

Чтение текста учебника на стр. 175

Учитель : С каким новым понятием познакомились?

Ученик: Государственные праздники Российской Федерации

Учитель: Почему эти праздники получили такое название?

Ученик: Эти праздники отмечает весь народ

Учитель: Чему приурочено празднование государственных праздников?

Ученик: Праздники связаны с важными событиями в истории нашей страны.

Дополнение кластера

Учитель: Оправдались ли наши предположения?

Работа с текстом учебника на стр. 175-178

Работать с выделенными датами в учебнике и при этом составляя тонкие и толстые вопросы

Ученики:

Толстые?

Тонкие?

1.Почему этот день считается Днём защитника Отечества?

2.Как вы думаете, почему этот праздник народ отмечает со слезами на глазах?

1.Когда отмечают Международный женский день?

3.Откуда пришёл обычай украшать ёлку?

Работа в группах

Ученики в каждой группе задают вопросы, а другая отвечает:

Мы чествуем героев, которые отдали свою жизнь за нашу Родину.

Это 9 мая - День Победы в войне с фашисткой Германией. Цена победы – Страна потеряла 26 миллионов человек.

Царь Пётр I.

С Германии.

III . Рефлексия

Цели этапа:

    Организовать осмысление полученной информации

    Организовать обмен мнениями по изученной проблеме

    Организовать самооценку усвоения знаний по теме

БИЦОПРОС

  • Что изображено на Государственном гербе России?
  • Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?
  • Что вам известно о Знамени Победы?
  • Что вы знаете о Государственном гимне России?
Назовите одним словом
  • ПРАЗДНИК – торжество в честь какого-либо события.
  • Пётр I ввёл новый календарь и Новый год стали отмечать 1 января.
  • В Древней Руси его отмечали 1 марта, затем 1 сентября.
Как празднуют Новый год в России?
  • Прочитайте учебник с.177
Новый год в Японии.
  • Утром 1 января все жители городов и сел выходят на улицы встречать восход солнца. С солнечными лучами японцы поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.
Новый год во Вьетнаме.
  • Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды.
Новый год в Монголии.
  • Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встречают Новый год у ёлки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.
Новый год в Болгарии.
  • Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасят свет. Эти минуты называют минутами
  • Новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.
Новый год в Румынии.
  • В новогодние пироги принято класть различные маленькие сюрпризы – мелкие деньги, колечки, стручки горького перца. Если найдёшь в пироге кольцо – новый год принесет тебе много счастья.
Новый год в Бирме.
  • Новый год наступает в самое жаркое время года,
  • поэтому его приход отмечается «фестивалем воды».
  • На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды.
  • При этом никто не обижается: ведь обливание водой –
  • это своего рода пожелание счастья в
  • Новом году.
Прочитаем о других праздниках.
  • Учебник с.175, с.178.
Праздники бывают:
  • Государственные
  • Школьные
  • Семейные
  • Профессиональные
Государственные праздники.
  • 12 июня – День независимости России
  • 22 августа – День Государственного флага
  • 12 декабря – День Конституции
Школьные праздники.
  • День знаний
  • Последний звонок
  • Прощание с букварём
Семейные праздники.
  • Дни Рождения
  • Свадьбы
Профессиональные праздники.
  • День учителя
  • День медицинского работника
  • Где могут пригодиться в жизни новые знания?
  • Что показалось наиболее интересным?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем надо поработать?
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источники.
  • http://vdv-nf.ru/pic/news/1433153333.jpg
  • http://sch32.do.am/_nw/0/89864372.jpg
  • http://ask-22.ru/2016/03/08/pozdravlyaem-s-8-marta/
  • http://muzon-podarok.ru/wp-content/uploads/muzon-podarok-02fcl6.jpg
  • http://ietwhat.at.ua/e/f/Touringoru_9.jpg
  • http://www.goliath-travel.ru/upload/goliathtravel/tourtypecountry_photo/10/189/371.jpg
  • http://triphints.ru/media/uploads/articles/308882b7f8daec294738e3d2c948c201/article_54a068877e0449.13351888.jpeg
  • http://triphints.ru/media/uploads/articles/e744ff05b2de1033fa0ba3c811953228/article_5436a015abdf82.80893240.jpeg
  • http://estreshenie.ru/images/tort_estreshenie.jpg
  • http://www.lav-kalendar.ru/korporativnye_otkrytki1/22850
  • http://znaigorod.ru/storage/files/159730/1252-690/shkola1.png
  • http://russoft.ucoz.com/_ld/7/65744787.jpeg
  • https://www.2016.life/media/upload/saigon_10.jpg
  • http://gusev.asch39.ru/uploads/posts/2014-06/1402413660_flag-karta5.jpg
  • http://ru.apa.az/upload/images/news/2015/march/08/big/13ab79c60817b5ef31cda4def75663f1.jpg
  • http://otvetkak.ru/image/%D0%9F%D0%9B9%D0%94%D0%9F-11.jpg
  • http://www.webturizm.ru/news/pics/18584.jpg
  • http://storage.surfingbird.ru/s/13/12/26/19/r2_frpN155a8_orig_7f24676d.jpg
  • http://photosflowery.ru/photo/67/67bbaf1274706029104b8623769a994b.jpg
  • Шаблон презентации http://templated.ru/uploads/posts/2015-02/1424886484_vozdushnye-shary-i-podarki.jpg

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого еȅ гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся. Рассказать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздниках в соответствиями с профессиями родителей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Знать, какое значение для государства граждан России имеют государственные праздники?

Государственные праздники.

Представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Уметь рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные результаты

Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о главных праздниках России, их ис-тории, о том, чем они отличаются друг от дру-га. Разделим праздники на разные группы.

Вспомни, какие праздники ты знаешь. Какой праздник запомнился больше всего? Почему?

Изучение нового материала

Такие разные праздники

Все мы любим праздники. Мы радуемся се-мейным праздникам: дням рождения, свадьбам, встречам друзей. Свои профессиональные празд-ники отмечают врачи, работники печати и люди многих других профессий. Один из таких празд-ников — День учителя, когда мы обращаемся со словами благодарности к нашим учителям. А как прекрасны народные праздники!

В нашем календаре есть особые дни. Это праздники, а также памятные дни России. В эти дни мы отмечаем знаменательные события в ис-тории страны, чествуем наше государство, его исторические традиции, символы.

12 июня — День России. Это праздник всего многонационального народа нашей страны, всех, кто оберегает нашу землю и старается приум-ножить её богатства.

22 августа — День Государственного флага Российской Федерации. Государственный флаг — это один из символов страны. Флаг развевается над зданиями органов государственной власти России, на кораблях военно-морского и торгово-го флота.

4 ноября — День народного единства. Этот день напоминает нам о событиях 1612 года, когда народ, объединившись, защитил Родину.

12 декабря — День Конституции. В этот день в 1993 году была принята Конституция России

Мы вспоминаем героев, отдавших свои жизни за нашу Родину, и обращаемся со словами благодарности к тем, кто сегодня охраняет мир на нашей Земле. В школах в этот день принято поздравлять мальчиков как будущих защитников Отечества.

9 мая — День Победы. В этот знаменатель-ный день в Москве на Красной площади про-ходит военный парад. Школьники встречаются с ветеранами. А вечером небо над Москвой и другими городами страны озаряют огни празд-ничного салюта.

Любимый праздник детворы — Новый год. Обы-чай встречать Новый год возник давным-давно.

Древние славяне праздновали Новый год 1 мар-та. Новый год знаменовал первые тёплые дни и начало полевых работ. Позднее русские лю-ди отмечали Новый год 1 сентября. Вот как это происходило в Москве: ровно в полночь палили из пушки на стене Московского Кремля, следом подавал свой голос самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, ему отвечали коло-кола всех московских церквей.

В России встречать Новый год 1 января стали при Петре Первом. Впервые произошло это в Москве 1 января 1700 года. Царь Пётр, любив-ший шумные забавы, повелел всем радоваться и веселиться. Праздничные огни, колокольный звон, пушечная пальба надолго запомнились москвичам. С тех же времён в России появился обычай украшать ёлку. Пришёл он из Германии.

В Новый год мы все подводим итоги прошед-шего года: что нам удалось, а что нет. Это очень важно для каждого из нас и для всей нашей страны.

7января наступает особый христианский праздникРождество Христово. Во всех хра-мах страны проходят торжественные богослуже-ния. В Москве в храме Христа Спасителя рож-дественскую службу ведёт Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Марта — Международный женский день — прекрасный праздник весны. Много добрых, лас-ковых слов слышат в этот день бабушки, мамы, сёстры, учительницы. Мальчики поздравляют сво-их одноклассниц.

мая — День весны и труда. В России его отмечают свыше ста лет. А начался праздник с маёвок — на них собирались рабочие, высту-павшие против существовавших тогда в России порядков.

В праздничные дни по традиции собираются вместе все поколения одной семьи.

Много праздничных дней есть в нашем кален-даре. Одни из праздников пришли из далёкой старины, другие появились совсем недавно. Но все они для нас дороги!

Обсудим!

1.Какое значение для народов нашей страны имеют общероссийские праздники?

2.Какие памятные даты России, не упомяну-тые в тексте, вам известны?

3.Какие праздники отмечаются в вашем род-ном крае?

Проверь себя

1.Перечисли праздничные и памятные дни России. 2. Какую историю имеет празднование Нового года? Назови другие праздники, связанные с приходом нового времени года. 3. По тексту и иллюстрациям учебника расскажи о празднова-нии Дня Победы.

Вывод

Особое место в нашем календаре занимают праздники и памятные дни России. Самые важные установлены в честь знаменательных событий и воинских побед, которые сыграли решающую роль в истории России.

Задания для домашней работы

1.Придумай и сделай поздравительную от-крытку к одному из праздников нашей страны. Проведите в классе конкурс открыток.

2.Узнай у взрослых об их профессиональных праздниках. В классе составьте календарь про-фессиональных праздников.

3.С помощью Интернета найди дополнительные сведения об одном из памятных дней России.

Конспект урока

УМК «Школа России», Плешаков А.А., Крючкова Е.А., часть 2;

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Такие разные праздники»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: формирование представлений о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Задачи:

    Воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.

    Расширить и углубить знания об истории возникновения и празднования некоторых российских праздников;

    Воспитывать уважительное отношение к культуре России, ее традициям, праздникам.

Планируемые предметные результаты освоение материала:

    Осознавать роль некоторых российских праздников в истории и культуре нашего государства.

    Осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

    Принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

    Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

    Осознавать свою индивидуальность и одновременно свою принадлежность к обществу, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.

Оборудование: учебник, проектор, ноутбук

Ход урока

Организационный этап

У: Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

Мотивация к учебной деятельности

У: Перед тем как перейти к новой теме, давайте повторим то, о чем говорили на прошлом уроке.

Д: О государственных символах – греб, флаг, гимн.

У: Что изображено на Государственном гербе России?

Д: Красный щит, на котором двуглавый золотой орёл под тремя коронами – двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе – скипетр (жезл), а в левой – держава (золотой шар с крестом)

У: Как выглядит Государственный флаг РФ?

Д: Флаг состоит из 3х полос – белой, синей, красной.

У: Когда исполняет Государственный гимн России?

Д: На официальных мероприятиях.

Актуализация знаний

У: Итак, ребята. Тема сегодняшнего урока будет также касаться нашей с вами страны. Что вы сейчас видите на экране?

Д: Календарь.

У: Обычно все дни календаря выделены черным цветом, но так же встречаются и те которые выделены красным. Вы знаете, что это за дни?

Д: Выходные и праздники.

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Д: О праздниках.

У: Правильно! Сегодня мы поговорим о праздниках, отмечаемых в нашей стране. А как вы думаете, что такое праздник?

Д: Торжество, на праздники говорят поздравления и дарят подарки.

У: Праздник – день или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). В такой день по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья.

Первичное усвоение новых знаний.

У: Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране? А какие праздники вы любите больше всего?

Д: Много. День рождение, Новый год

У: На слайде представлены некоторые праздники. Ребята, все праздники делятся на группы, вы можете сейчас их разделить?

Д: Нет.

У: Тогда прочитайте текст на стр 175 , первый и второй абзац.

Первичная проверка понимания

У: Теперь мы можем разделить эти праздники на группы. На какие?

Д: Семейные (Дни рождения, свадьбы, вечеринки). Профессиональные (День воспитателя, День археолога и т.д.). Государственные (День защитника Отечества, День России, День Конституции, День Победы и др.). Всенародные (День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День студента 25 января, День семьи, любви и верности 8 июля и др.).

У: Правильно. Первая группа праздников, о которой мы поговорим - Семейные праздники.

Семья – это главная ценность человеческой жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники. Это торжественные дни, посвященные семейному счастью и благополучию.

У каждого члена семьи есть свой праздник, в который он получает поздравления от самых дорогих ему людей. Свои праздники есть у бабушек и дедушек, у матерей и отцов, у детей. И речь идет не только о Днях рождения и Именинах, но также о специальных праздниках, семейных, посвященных родственным отношениям. Например, День рождения, Новый год, День матери, День семьи, любви и верности

Профессиональные праздники в России отмечают многие профессии: работники прокуратуры, работники печати, стоматологи, дипломаты, геодезисты, подводники, работники культуры и многие другие. Такие дни появляются на календаре не случайно и являются свидетельством признания государством профессиональных заслуг работников этой отрасли. Например, 27 ноября - День морской пехоты, 3 декабря – День юриста, 10 декабря – Всемирный день футбола

У: Следующая группа праздников, о которой мы поговорим Государственные праздники. Это праздники, которые устанавливаются указом президента РФ. В эти дни мы обычно отдыхаем.

Примеры Государственных праздников (12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага, 12 декабря – День конституции, День защитника Отечества -23 февраля; Праздник Весны и Труда - 1 мая; День Победы - 9 мая; Международный женский день - 8 марта.

У: Ну а теперь познакомимся с всенародными праздниками.

Всенародные праздники отмечаются всеми жителями страны независимо от национальности и религии. Коляда, масленица, святки, пасха

Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять - (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.)

Первичное закрепление.

У: Прочитайте учебник на странице 175-178. Какие праздники приведены в учебнике?

Д: Перечисляют праздники приведённые учебнике

У: К какой группы вы их отнесёте?

Д: Разделяют на группы

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

У: Ваше домашнее задание это сделать поздравительную открытку для любого члена семьи в честь его праздника: профессионального всенародного и т.п.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

У: С какими праздниками мы сегодня познакомились, приведите примеры?

Д: Новый год, Рождество, День России

У: На какие группы делятся праздники?

Д: Есть праздники семейные, профессиональные, народные.

У: Какие праздники имеют особое значение?

Д: Особое значение имеют государственные праздники:12 июня - День России, 22 августа – День Государственного флага России, 12 декабря - День Конституции.