Концентрация внимания. Тренировка и развитие концентрации внимания (упражнения). Сосредоточься! или Как улучшить концентрацию внимания? Как на примере показать потерю внимания

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа . Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа . Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа . Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за , постоянных , а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. . Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования . Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови , при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы ;
  • проведение с допплером ;
  • (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов (ВП);
  • проведение .

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание » или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе.

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

Экология жизни. Лайфхак: В течение дня внимание человека отвлекают “наши главные враги” - всевозможные цифровые гаджеты. До наступления цифровой эры людям было значительно проще удержаться в зоне концентрации, теперь этому приходится заново учиться.

В течение дня внимание человека отвлекают “наши главные враги” - всевозможные цифровые гаджеты. До наступления цифровой эры людям было значительно проще удержаться в зоне концентрации, теперь этому приходится заново учиться.

Эти семь техник из книги профессора Люси Джо Палладино “Максимальная концентрация” позволят удерживать концентрацию внимания на истинно важных вещах.

1. Оставьте попытки делать все дела одновременно

Возьмем для примера компьютер: если одновременно запустить работу нескольких программ, то компьютер начнет “тормозить”. Точно также обстоит дело и с нашим вниманием - ему не справиться с многозадачностью. Эта задача не по силам даже вундеркинду, ведь человек может держать полноценный контроль только над одним действием – факт, доказанный наукой. Если вы хотите сделать что-то по-настоящему хорошо, остановитесь на одном этом деле и не хватайтесь в это время за другие. Альтернативные варианты отсутствуют.

Конечно, жизнь полна непредсказуемых моментов. Допустим, вам срочно нужно сделать телефонный звонок во время управления автомобилем. В таком случае лучше притормозить на обочине, или воспользоваться минуткой, пока горит красный свет светофора. Однако если вы сильно увлечетесь, то вам придется вести разговор на фоне пронзительных звуки клаксонов.

2. Учитесь держать контроль над эмоциями

Эмоциональный интеллект человека подразумевает умение вовремя осознать преобладающие эмоции и понять, что с ними сделать, чтобы не нанести вред ни окружающим, ни самому себе. Когда чувства превосходят над разумом, становится невозможным удерживать внимание на важных вещах. Ощущение тревоги или вины – серьезный враг сосредоточенности, который не позволяет нам дойти к заветной цели.

Очень сильно не правы те, кто полагает, что эмоции не управляемые. Управлять ими можно и нужно, но только не напрямую, а посредством правильного мышления, которое позволяет воспринимать происходящие события в ином ключе.

Главное, что необходимо делать, это самостоятельно развивать свой эмоциональный интеллект, не полагаясь на современные технологии. Когда у вас получится удерживать внимание на главных вещах, негативные эмоции и переживания бесследно улетучатся.

3. Изучайте мир внутри себя

Если вам удается понять те чувства, которые скрываются внутри вас, то у вас уже есть прекрасная основа для развития эмоционального интеллекта. Развить этот навык бывает очень непросто, поскольку современная реальность без остановки вынуждает нас отвлекаться от поистине важных событий и дел. Человек 21-го столетия желает ощущать адреналин и переживать только положительные эмоции, уходя от обязанностей и теряя отношения. Вместе с этим мы теряем самих себя.

Как можно чаще заглядывайте в собственную душу, чтобы докопаться до сути своих эмоциональных переживаний. В этом деле бывает очень полезно посмотреть на себя другими глазами со стороны.

4. Осваивайте дыхание по прямоугольнику

Достаточный объем кислорода в легких дает возможность достигать зоны концентрации внимания. Чтобы обогатить свои легкие кислородом, рекомендуем вам использовать особую технику дыхания по прямоугольнику: поймайте взглядом любой прямоугольный предмет и удерживайте внимание на его верхнем левом углу. Затем сделайте вдох и задержку дыхания на четыре счета.

Проделайте то же самое с верхним правым углом, далее с нижними углами по мере их очередности. Во время выполнения данной техники старайтесь максимально успокоиться и убеждайте себя, что все хорошо.

5. Задайтесь вопросом, что вы не делаете в данный момент

Порой потеря концентрации внимания происходит по той причине, что мы какие-то важные дела не делаем в данный момент времени. Ответив себе на вопрос, что вы не делаете, у вас получится понять, какие дела имеют первостепенное значение и должны выполняться в первую очередь.

6. Слушайте «полезную» музыку

Нередко причиной отсутствия концентрации внимания является недосыпание. В таком случае стимулировать работу мозга помогают «полезные» музыкальные мелодии, относящиеся к таким жанрам, как джаз, этно и классика. Спокойные джазовые и классические мелодии помогают преодолеть действие адреналина, в то время как музыка в стиле этно позволяет справиться с перевозбуждением.

7. Паузы тишины и покоя

Лучшей музыкой на свете признана тишина, поэтому как можно чаще устраивайте себе микро перерывы в полном покое и абсолютной тишине, без возможности возникновения отвлекающих факторов. Это здорово помогает вернуться в зону концентрации внимания, такова естественная реакция мозга.

Надеемся, вы осознали в полной мере, что вовсе и не сложно удерживать свое внимание на важных делах и вещах, достаточно лишь каждый день уделять некоторое время на выполнение несложных техник и наведения порядка в собственном внутреннем мире. опубликовано

Это Вам будет интересно:

Спокойствие и трезвый рассудок:15 способов оставаться позитивным в трудных ситуациях

1.Арджуна сказал.
О, Джанардана, ты считаешь, что путь преданного служения Буддхи-йога выше, чем кармическая деятельность. Так почему же, о, Кешава, ты вовлекаешь меня в эту ужасную кармическую деятельность?

КОММЕНТАРИЙ.
Следует сказать, что Арджуна еще не пребывает в совершенных духовных знаниях и до начала диалога с Богом руководствовался знаниями, хотя и религиозными, но более низкой ступени, которые не могли ему из всего, сказанного Богом, указать на те слова Бога, которые из всех ему...

Медитация и есть равновесие осознавания, сосредоточенности и энергии. Когда одно из этих явлений преобладает над другими, налицо нарушение равновесия. Если энергия слишком велика, и мы продолжаем раскручивать помыслы, ум может прийти в состояние возбуждения.

При чрезмерной сосредоточенности без достаточной энергии ум приходит в сонное состояние, погружается в полуобразы подсознания и тупеет, «тонет». Когда налицо осознавание, а сосредоточенность и энергия слабы, понимание остается...

Хатха йога - это самая популярная разновидность йоги на Западе. Хатха-йога - это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).

Ахимса - это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. Основные акценты Хатха йоги - это...

Прекрасное происходит из грязного, а вовсе не из приятного и чистого. Чтобы злаки и деревья, например, выросли здоровыми и красивыми, используют гниющие и вонючие компост и нечистоты в качестве удобрений. Таким же образом ум становится прекрасным от встреч с явлениями, которые неприятны.

Когда мы сталкиваемся с чем-то плохим, возникает возможность роста ума. "Что-то плохое" здесь означает потерю богатства, потерю положения в обществе, критику и боль. Когда это случается с тем, чей ум...

Во время сидячей медитации нашим первичным фокусом сосредоточения оказывается дыхание. Тотальная сосредоточенность на постоянно изменяющийся момент. Тем же самым принципом можно воспользоваться среди движения. Вы можете координировать со своим дыханием деятельность, которой заняты.

Это придает вашему движению плавный ритм, сглаживает многочисленные резкие переходы. Облегчается сосредоточенная деятельность, возрастает внимательность.

Таким образом ваше осознание с большей легкостью...

62.Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев.

КОММЕНТАРИЙ.
В ст.62-63 Бог по сути предупреждает о возможных последствиях для того, кто еще привлекается материальными объектами, как источниками наслаждений и удовлетворения чувств. Здесь же очень существенно понимать, что является изначально причиной порождения таких греховных качеств, как гнев, вожделение и зависть. Но всегда надо будет иметь ввиду, что...

Для развития такой внимательности культивируется сосредоточение на дыхании, как на первичном объекте внимания; это не мысль о дыхании, а острое и постоянное осознание ощущения дыхания. Внимание направлено именно на это осязательное чувство.

Есть две главные зоны, где ощущение дыхания всего заметнее. Лучше всего взять одну из них и оставаться на ней. Касание дыхания можно легко почувствовать в ноздрях. Это первый из объектов сосредоточения, предлагаемых на выбор. Если избирается именно он, мы...

На ранних ступенях практики мы можем пожелать в качестве вспомогательного приема делать в уме отметки – «вдох» при каждом вдохе через ноздри и «выдох» при каждом выдохе; или «подъем» и «падение», если установлено наблюдение за движением живота.

Отметки могут быть весьма полезным орудием для того, чтобы удерживать нас в состоянии бдения по отношению к процессу настоящего момента, – например, такие отметки, как «помыслы, помыслы», когда вторгаются помыслы, или «пахнет, пахнет», когда воспринято...

Можно представить все сложности медитации в виде хорошо знакомого образа мишени. Подобно тому как мишень служит для указания нашей цели, так и предмет медитации служит в качестве мишени внутри ума. Просто во время медитации практикующий стремится удерживать свой ум сосредоточенным на предмете медитации. Иными словами, мысли будут устремлены к определенной цели. Подобное представление мы встречаем в традиции иудаизма в виде классического талмудического обозначения умственного сосредоточения внимания, развития концентрации, кавваны, что значит «нацеленность». Само слово происходит от корня кавен - стремиться, нацеливаться. Развитие практики кавваны является главной темой иудейской мистической традиции.

Хотя вначале наша концентрация может быть и весьма краткой, но если же мы будем упорствовать в своей практике, то ее длительность будет постепенно увеличиваться. (Геше Рабтен. «Сокровище Дхармы»). Это то же самое, что и одноточечное сосредоточение ума, иначе именуемое самадхи. Проще всего созерцание, медитацию можно выразить как состояние сосредоточенного внимания.

Сосредоточение внимания — путь к концентрации

С помощью идеи о мишени, расположенной внутри нашего ума, наглядно видно, что нашей целью должно быть попадание как можно ближе к «яблочку». Конечно, легче сказать, чем сделать, что известно каждому, кто пытался осуществить подобное. И все же не следует впадать в отчаяние при первых неудачах. Трудность такой, на первый взгляд легкой, задачи признавали мудрецы и духовные наставники во все времена. В «Бхагавад- гите» Арджуна говорит: «Ум столь беспокоен, непостоянен. Ум строптив, упрям и своеволен, что трудно его обуздать, как и ветер». Нетрудно убедиться в правдивости таких слов. Достаточно часто мы сталкиваемся с сумятицей наших собственных мыслей, с мучащей нас тоской, собственным упрямством и неспособностью сосредоточиваться. И, встав на путь созерцательной практики, мы, возможно, впервые начинаем присматриваться к свойствам собственного ума. Здесь многое должно открыться и многому нужно научиться. Геше Рабтен описывает медитацию как «средство управления, укрощения и, при случае, преображения ума». Путь к подобной честолюбивой цели начинается с самого простого: мы приступаем к развитию концентрации внимания. Сюда входит уровень длительно сосредоточенного внимания и дополнительно включается элемент самонаблюдения. Подобное состояние ума существенно отличается от повседневного сознания. Простой пример позволит уяснить вам представление об одной части ума, наблюдающей за другой его частью. Наблюдайте за потоком вашего собственного сознания, следя за своими мыслями.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Непосредственное наблюдение

Просто посидите спокойно некоторое время; достаточно будет нескольких минут. Закройте глаза и обратите внимание вовнутрь себя. Попытайтесь следить за тем, что происходит в вашем уме, и запоминать все (это легче сказать, чем сделать). По окончании запишите все мысли, что пронеслись у вас в голове за этот короткий период времени. Результаты обычно поражают; давние воспоминания, ассоциации, будущие планы и бессвязные мысли пробегают в стремительном темпе. Здесь приходит на помощь идея замедления потока сознания. Первые попытки сосредоточить внимание часто обескураживают.

Нежелательные мысли возникают как бы ниоткуда. Развитие такого умения в виде постоянной и устойчивой способности нашего сознания требует времени и усилий. Это произойдет не в течение недели, и здесь не избежать разочарований. Добиться подобного без личной самоотверженности будет нелегко. Напутствие со стороны людей опытных всегда звучит благожелательно и ободряюще: не сдавайтесь, идите вперед. Не давайте вашим мыслям увлечь себя, позвольте им уйти . Обратите ум на предмет созерцания, поставленную цель. Пусть мысли текут своим чередом. Сохраняйте сосредоточенность и внимание.

Сосредоточенное внимание требует для своего развития выработки способности концентрации сознания. К сожалению, это особое качество несет на себе налет ученической работы и принудительного обучения, которые часто оказываются бесполезными. Слишком упорно мы связываем концентрацию с умственным напряжением, интенсивным усилием и трудным занятием. Концентрация - это не цель сама по себе, а необходимое предварительное условие, которое исключает отвлечение и рассеянность внимания. Без концентрации невозможно удерживать в уме ни один из предметов медитации. Медитация начинается с концентрации, сосредоточенного внимания. Это первый шаг, но не последний. Концентрация нуждается в предмете, мишени, на которую мы должны нацелиться.

Просмотры 2 449