Развитие речи средняя группа. Картотека дидактических игр на тему "доброта" Дидактическая игра волшебный цветок

Сегодня на наш конкурс пришла не просто статья, а целое дидактическое пособие . И подготовила его одна из лучших воспитательниц России — Ольга Алексеевна Пивнева .

Дидактическое пособие «Волшебные цветы» от О.А. Пивневой

Чтобы жить, нужны солнце,

свобода и маленький цветок.

Г.Х. Андерсен

Слова Андерсена созвучны, наверное, всем людям (уж точно женщинам). Цветы дарят людям радость и рассказывают о любви, заботе, внимании друг к другу.

Дарить радость окружающим людям, детям – это так здорово!

В моем пособии — цветы, конечно же, не настоящие, но они доставляют огромное удовольствие, радость воспитанникам детского сада.

Дидактическое пособие «Волшебные цветы» используется:

  • на коллективных занятиях;
  • при индивидуальной работе;
  • в совместном семейном творчестве.

Дети играют в любую предложенную игру пособия и незаметно для себя получают знания:

  • по грамоте,
  • природе,
  • ориентировании в пространстве,
  • логике,
  • развитию речи

«Волшебные цветы» заинтересовали и наших родителей. Пособие побывало почти во всех семьях. Вместе с детьми родители дома играют, познают что-то новое, сочиняют загадки и истории. В раздевальной комнате нашей группы создана «Домашняя библиотека» и «Домашняя игротека». Родители, записавшись (каждый в своём формуляре), могут взять домой любую книгу или игру.

Детки обучаются используя моё изобретение и так приятно сознавать, что мои старания им нужны.

Дидактическое пособие «Волшебные цветы» можно использовать для дошколят любого возраста. Для деток разных групп я разработала разные игры.

Занятия в младшей группе детского сада

Игры для развитие речи детей младшей группы

Игра «Вспоминай-ка!»

Цель. Научить детишек выразительному рассказу стихов и потешек по представленной картинке и координировать движения в соответствии с текстом.

Предложить детям найти и вызвать симпатию (например, к маленькому котёнку, тучке, улитке, солнышку).

Я котик (поглаживать одно ушко),

Я котик (поглаживать другое ушко).

По двору гуляю (мягко пройтись)

Хвостиком виляю (вилять хвостиком),

Мышек ловлю, птичек ловлю

(хватательные движения руками).

Солнышко красное, покажись, нарядись

(руки через стороны вести вверх, пальцы растопырены)!

Поскорей, не робей! Нас, ребят, обогрей

(шевелить руками, через стороны опустить вниз)!

Физкультминутка

Тучка, тучка дождик не прячь

(ручками изображаем над головкой большие и малюсенькие тучки).

Лейся, лейся, дождик, дам тебе калач!

(помахать несколько раз кистями ручек сверху вниз).

Улита, улита, высуни рога

(положить кулак на кулак – верхний домик, нижний улита),

Дам тебе, улита, кусок пирога

(выпустить рога – указательный и средний палец смотрят вперёд).

Игра «Угадай-ка!»

Цель. Учить угадывать предмет по описанию.

Воспитатель описывает предмет, а дети его находят на картинке.

Игра «Повторяй за мной»

Цель. Учить детишек повторять несложные обращения к игрушке и стимулировать придумывание самостоятельных обращений к предмету.

Например:

1. Милая куколка, здравствуй! Как ты живёшь? (карточка с буквой «Ц»)

2. Собачка, ты добрая или злая?

3. Цыплятки-ребятки, вы опять убежали от мамы! (карточка с буквой «Ц»)

Сенсорное воспитание

Игра «Назови правильно»

Цель. Научить детишек различать и уметь называть цвета.

Взрослый предлагает ребенку (детям) найти на карточках картинки, в предметах которых есть названный цвет.

Здесь Вы можете посмотреть презентацию дидактического пособия Пивневой Ольги Алексеевны «Волшебные цветы»

Цели НОД: Совершенствовать знания детей об окружающем мире.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Упражнять в умении различать основные цвета, геометрические фигуры на ощупь.
  • Продолжать формировать знания детей о домашних и диких животных, насекомых, предметах мебели и одежды, различных видов посуды: чайной и столовой.
  • Совершенствовать знания о правилах дорожного движения, о светофоре и его предназначении.
  • Закреплять приёмы лепки из пластилина и умение аккуратно наклеивать готовые фигуры.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение различать и называть приметы времён года, предметы нужные для профессии врача и повара.
  • Довести до сознания детей важность умения выслушивать ответы товарищей, не выкрикивать, проявлять выдержку.

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы полным предложением.
  • Развивать творчество, самостоятельность в работе, память, мышление.

Материал и оборудование:
«Волшебный» цветок с пятью лепестками разных цветов; «волшебный» мешочек с набором геометрических фигур; картинки с изображением светофора и трёх основных знаков светофора; иллюстрации с изображением диких и домашних животных, предметов мебели, посуды, одежды, насекомых; конверт; иллюстрация с изображением Карлсона; оборудование для лепки и аппликации; пластилин, набор геометрических фигур для аппликации; предметы нужные для профессии повара и доктора, магнитофон.

Предварительная работа:

  • Чтение и загадывание загадок о профессиях, овощах, фруктах, предметах мебели, посуде, одежде, светофоре.
  • Разучивание стихов о весне и загадок о временах года.
  • Разучивание п/игры « Светофор».
  • Дидактическая игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний», «Разложи по профессиям».
  • Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о Карлсоне, диких и домашних животных, фруктов, овощей, предметов мебели одежды и насекомых.

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, от кого вы мне сейчас скажете сами (демонстрирует изображение Карлсона).

Воспитатель зачитывает письмо. «Здравствуйте дорогие ребята группы №13 «Солнечные лучики». Я был очень рад побывать у вас на празднике, на котором я многому научился: и игрушки убирать и компот варить. И ещё, большое спасибо вам за вкуснейшее клубничное варенье, правда, оно у меня уже закончилось. Если вы захотите пригласить меня к себе в гости, то я с удовольствием к вам прилечу. Обнимаю вас всех, ваш Карлсон».

Воспитатель: Дети, позовём Карлсона в гости? Тогда давайте дружно крикнем: «Карлсон мы тебя ждём!».

Появляется Карлсон : «Здравствуйте дорогие мои дети! А вот и я! Самый лучший и самый добрый в мире Карлсон! Я рад встрече с вами, а вы рады меня видеть?». За то, что вы такие добрые и гостеприимные дети, я привёз вам подарок – вот этот волшебный цветок. Он не простой. Под каждым лепестком прячется загадка. Отгадав все загадки, вы станете самыми умными и взрослыми и непременно перейдёте из средней группы в старшую.

Дети играют: отрывают лепестки определённого цвета и отгадывают загадки.

Красный лепесток – дидактическая словесная игра «Назови, какой предмет лишний» (по иллюстациям с изображением различных групп предметов).

Синий лепесток – отгадать загадку о времени года.

Тает снег, ручьи бегут

Почки на ветвях растут

Птицы с юга прилетают

Звонко песни распевают. (весна)

М/п игра «Что весной бывает»

Чтение стихов о весне.

Жёлтый лепесток – отгадать загадку по теме дорожного движения.

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом

Светятся, моргают

Людям помогают. (светофор)

— Где стоит светофор? Для чего нужен светофор? (показ знаков светофора) Какой это знак? Что мы делаем когда загорается этот знак?

П/игра «Светофор».

Розовый лепесток – отгадать загадки о профессиях.

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные

Пахучие котлеты

Салаты, винегреты. (повар)

Кто у постели больного сидит

И как лечиться он всем говорит

Кто болен – он капли предложит принять

Тому кто здоров – разрешит погулять. (врач)

М/п игра «Разложи по профессиям» (выполняют две команды).

На демонстрационном подносе вперемешку разложены предметы, относящиеся к этим двум профессиям. Дети делятся на две команды, раскладывают эти предметы по профессиям).

Оранжевый лепесток – выполни задание: «Угадай на ощупь какие фигуры в волшебном мешочке?» (геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник)

Дети по очереди с закрытыми глазами опускают руку в мешочек, ощупывают фигуру не открывая глаз, называют её.

Назови предметы квадратной и прямоугольной формы в группе.

Молодцы, ребята, все загадки отгадали, значит, вы все подросли и много знаете, теперь вас непременно возьмут в старшую группу.

Воспитатель: «Спасибо, тебе Карлсон за такие интересные загадки. Дети, а давайте Карлсону сделаем сюрприз. Он ведь любит всякие сладости. Вот наши дети сейчас их приготовят, а ты Карлсон заберёшь их с собой».

Дети делают аппликацию конфет, из пластилина лепят различные сладости: конфеты, торты (по подгруппам).

По окончании работы воспитатель опрашивает детей, какие угощения они сделали. Дети дарят свои «угощения» Карлсону. Карлсон в благодарность дарит книжку о себе.

В заключении Карлсон приглашает детей на весёлый танец, прощается с детьми, забирает свои подарки и улетает, но обещает вернуться.

Рефлексия. Воспитатель спрашивает детей, рады ли они были встрече с Карлсоном, понравился ли им подарок, который им приготовил Карлсон, будут ли ждать новой встрече с ним.




Дидактическая игра « Волшебный цветок»

«Волшебный цветок» мы делаем из прочного картона. На лепестках этого цветочка мы размещаем названия дидактических игр – у нас это игры по развитию речи; названия игр можно менять по вашему усмотрению.

1-й лепесток игра «Полслова за вами»

Цель: развивать речь дошкольников, фонематический слух; пополнить словарный запас.
Ход игры: Участники игры становятся в круг и передают друг другу лепесток (цветочек). При этом отдающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто берёт, должен назвать его вторую половину (например, со-ва, ар-буз, жа-ра, мо-ре, юб-ка, ик-ра и т.д.). Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

2-й лепесток игра «Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Правила игры: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». « Провинившийся» занимает место последнего в ряду.

3-й лепесток игра «Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Данная игра может проводиться «устно», т.е. произносятся слова, а ребёнок на слух определяет лишнее слово.

Ряд картинок для игры:

1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.

3. Телевизор, шкаф, стул, кровать.

4. Кукушка, сова бабочка, сорока.

5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.

6. Ромашка, береза, ель, тополь.

7. Помидор, огурец, морковь, слива.

8. Шапка, берет, шляпа, носок.

9. Топор, пила, ручка, рубанок.

10. Медведь, лиса, волк плюшевый, заяц.

4-й лепесток Физкультминутка «Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся-

Бабочка кружит и вьётся (покружиться как бабочка)

5-й лепесток игра «Доскажи словечко»

Цель: учить детей правильно подбирать рифму, развивать внимание, память, расширять словарный запас.

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

***

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март).

За ним, другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель).

И третий месяц вспоминай,

И называется он…(май).

***

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и … (ботинок).

***

Постой, не тебе ли

На прошлой неделе.

Я выслал две пары

Отличных … (калош).

***

Робин Бобин Барабек.

Скушал сорок … (человек).

***

Муравей, муравей

Не жалеет…(лаптей).

***

Где убийца, где злодей?

Не боюсь его … (когтей).

6-й лепесток игра «Найди ошибку»

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом.

Цель игры: развитие у детей воображения, формирование связной речи;

продолжать обучать детей в придумывании продолжения рассказа. Сочинять рассказ можно вместе с детьми, по очереди.

Ход игры: воспитатель предлагает детям продолжить сочинение рассказа с вопроса: А что было дальше?

Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!

Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)…


Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть.

1. «Оцени поступок»

2. «Да или нет»

3. «Маленькие помощники»

4. «Ласковое слово»

5. «Комплименты»

6. «Вежливые слова»

7. «Клубочек волшебных слов»

8. «Помоги зайчику»

9. «Цветок доброты»

10. «Я умею уступать»

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Да или нет».

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

«Вежливые слова».

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я умею уступать».

Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Дидактическое пособие «Волшебный цветок»

Представляю вам дидактическую, многофункциональную игру для детей младшего дошкольного возраста.

Назначение: Эта игра будет полезна для родителей и воспитателей, детей младшего дошкольного возраста. Игра многофункциональна, и поэтому превращается в весёлое занятие, во время которого дети учатся различать цвета, диких и домашних животных, предметы обихода, фрукты и овощи.

Использовать такую игру можно на магнитной доске или как настольное пособие.

Цель: закрепление знаний детей о цвете, о животных, предметах быта, о геометрических формах.

Задачи: Формировать умение различать по цвету, развивать память, мышление, группировать предметы, собирать волшебный цветок т.е нужно подбирать предметные картинки в соответствии с заданием воспитателя.

Задания могут быть очень разнообразные. Формировать навык самостоятельно раскладывать предметные картинки или убирать лишнюю картинку. Развивать у детей интерес к игре.

Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

Эту игру очень легко можно сделать из плотного картона и прозрачной плёнки, процесс изготовления не займёт много времени. Из картона вырезаем круги нужного диаметра. Из плёнки вырезаем прозрачные кармашки в форме полукруга, крепим с помощью степлера, а с обратной стороны крепим магнит на горячий пистолет. Подбор картинок может быть любой, я выбрала для детей 2-3 лет, животных домашних и диких, домашних птиц, овощи и фрукты, ягоды и предметы быта. Такую игру можно сделать из крышек из-под майонеза, поэтому у меня два вида одной игры.

Дидактическая игра «Подбери волшебные лепестки по форме, заданной на серединке цветка»

Цель : закрепление основных цветов, и геометрической фигуры круг.

Ход игры:

Воспитатель предлагает рассмотреть середину будущего цветка, перед детьми четыре круга красный, жёлтый, синий и зелёный.

Дети вы узнаёте, какая это фигура?

Да это круг

А какого цвета круги?

Красный, жёлтый, синий, зелёный.

А посмотрите, сколько у нас разных картинок, давайте соберём волшебные цветы. Воспитатель объясняет задание, что к красной середине нужно подобрать картинки, в которых есть красный цвет. К жёлтой середине подобрать картинки, в которых есть жёлтый цвет, и так аналогично с синим и зелёными цветами.