Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Что можно сказать о коммуникативной компетентности дошкольника? Показатели коммуникативного развития и коммуникативной компетентности

Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное положение: сформированность коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи затруднено в связи со структурой дефекта, и обусловлено психологическими особенностями личности, такими как замкнутость, робость, нерешительность, что приводит к формированию специфических черт речевого поведения - ограниченной контактности, замедленной включаемости в ситуацию общения, неумению поддерживать беседу (Е.М. Мастюкова, Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова), поэтому формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраст будет происходить наиболее успешно, если:

  • - будет осуществляться по этапам, включающим: создание мотивации в ситуацию общения; ознакомление со средствами и способами общения и приобретение коммуникативных компетенций;
  • - будет осуществляться в репродуктивной и театрализованной деятельности; - предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных компетенций;
  • - в структуре коммуникативной компетентности можно сформировать такие комплексы психологических качеств личности, которые будут способствовать успешной адаптации дошкольников в социальной среде.

С целью проверки выдвинутого предположения нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой исследования явилось МБДОУ детский сад №224 "Здоровье" г. Барнаула. В исследовании принимали участие тридцать детей старшего дошкольного возраста, из них двадцать детей посещают группы для детей с общим недоразвитием речи, и десять детей общеобразовательную группу не имеющих речевых нарушений.

Задачи исследования:

  • 1. Подобрать методики, направленные на диагностику выявления уровня коммуникативной компетентности.
  • 2. Скомплектовать экспериментальную и контрольную группу детей.
  • 3. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
  • 4. Разработать систему коррекционных занятий для повышения уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • 5. Провести формирующий эксперимент и проанализировать результаты его реализации.
  • 6. Подвести итог по результатам, сделать выводы, выявить результативность системы коррекционных занятий.

Опытно-экспериментальная работа, включала в себя три этапа:

  • 1. Констатирующий эксперимент был организован с целью определения актуального уровня сформированности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Также на данном этапе были выявлены особенности коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи. Обследование детей проводилось в течение двух недель.
  • 2. Формирующий эксперимент. На данном этапе осуществлялась реализация системы занятий, направленная на повышения уровня коммуникативной компетентности. Сроки проведения - с февраля по апрель 2014 г.
  • 3. Контрольный эксперимент, целью которого явилась оценка эффективности проведенной работы. Сроки проведения - май 2014 г.

Для исследования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста нами были использованы пять методик предложенные в пособие для воспитателей и учителей начальных классов О. В. Дыбиной: Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет. Методика Г.Л. Цукерман украшение силуэтных изображений рукавичек детьми в паре, методика изучения навыков культуры общения, предложенная в пособии Г.А. Урунтаевой.

Диагностика коммуникативной компетентности детей 5-7 лет осуществлялась по следующим параметрам:

  • 1. Умение понимать эмоциональное состояние взрослого и сверстника.
  • 2. Умение получать необходимую информацию в общении.
  • 3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  • 4. Умение вести простой диалог, как со взрослыми, так и со сверстниками.
  • 5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
  • 6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  • 7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
  • 8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  • 9. Умение принимать и оказывать помощь.
  • 10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) - ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) - ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) - ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

Первый метод, который был использован в ходе констатирующего эксперимента - это наблюдение. Наблюдение проводилось регулярно в естественных условиях (за самостоятельной коллективной, игровой и трудовой деятельностью) и позволило достаточно объективно оценить уровень культуры общения детей. Наблюдение осуществлялось в процессе взаимодействия детей с воспитателем и со сверстниками. Для того чтобы избежать ошибок в интерпретации данных, полученных в ходе наблюдения, был разработан протокол, в котором тщательно фиксировались внешние проявления поведения каждого ребенка. В протоколе наблюдения были отражены такие параметры как:

Общение ребенка со взрослыми:

  • 1. как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя по имени и отчеству, на "вы"; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие, в каких ситуациях.
  • 2. умеет ли разговаривать со взрослым спокойно глядя ему в лицо; выслушать взрослого до конца не перебивая; дождаться своей очереди, регулировать громкость голоса в зависимости от обстоятельств или ситуации общения.
  • - ввести в тему, создать эмоциональный настрой;
  • - познакомить с искусством театра, театральными профессиями;
  • - расширять и обогащать словарный запас детей;
  • - прививать детям любовь к театральному искусству.

Оборудование: мяч, кубики (конструктор), альбом с иллюстрациями "Театра".

Ход занятия

1. Приветствие. Игра "О хорошем расскажи".

Психолог и дети сидят в кругу и по очереди рассказывают по одному хорошему событию, случившемуся с ними за то время, пока дети не виделись (при этом передают мяч, и говорит тот, кто держит мяч).

  • 2. Основная часть. Ознакомление с театральной лексикой.
  • 1. "Ты становишься зрителем" (В. Василенко).
  • - Ребята! Вы хотели бы пойти в театр? (ответы детей)
  • - Вы знаете, в театре есть много такого, что не сразу запомнишь все. Вот, например, знаете, что в театре "пистолеты" есть? Из театральных "пистолетов" не стреляют. Это прожекторы так называются. Есть прожекторы-"пистолеты". Есть -- "пушки". А самые большие прожекторы называются софиты. Ну а где зрители сидят? (В зрительном зале)
  • - Правильно. А как называются места в зрительном зале? В зрительном зале есть партер, бельэтаж, балкон, ярусы, ложи... А на сцене -- занавес, порталы, авансцена, кулисы, падуги, колосники... А еще есть штука, которая очень красиво называется: арлекин!

А знаете театральные профессии? (ответы детей). Хорошо, а теперь давайте послушаем поэму про театр.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человек -- артист.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Поставит танцы балетмейстер,

В оркестре на подбор таланты:

Что дирижер, что музыканты,

И просто в мире равных нету

Таким художникам по свету.

Ведут спектакли неизменно

Рабочий с машинистом сцены,

Костюм подгонят по размеру

С любовью наши костюмеры,

Исправят хрипы, шипы, свисты

Ведущие спектакль радисты.

За всем следит орлиным взором

Наш друг -- помощник режиссера.

Здесь слесари и столяры,

Сантехники и маляры,

Уборщицы и билетеры,

И коменданты, и вахтеры;

За всем на свете проследит

Завпост, завснаб, завхоз, завлит.

Что педагог -- то эрудит,

Пожарный на посту не спит,

Буфетчицы и повара,

Раскройщицы и доктора,

Кассир, бухгалтер и водитель,

Но самый главный -- это...зритель!

  • 2. Загадки.
  • - А теперь отгадайте загадки на посвящения в "настоящие зрители".

Что напишет сценарист,

То покажет нам… (артист).

Есть в оркестре дирижер,

А в театре -- … (режиссер).

Из картона помидор

Ловко сделал… (бутафор).

Чтобы лучше видел зритель,

Есть в театре… (осветитель).

Был человек, а стал актер:

Его преобразил… (гример).

У костюмов есть размер.

Это знает… (костюмер).

Пусть на улице тепло,

Но на сцене -- снег и дождик.

Нарисует нам его

Замечательный… (художник).

Молодцы! Замечательно справились с испытанием!

Возьмитесь за руки, друзья,

И воздух глубоко вдохните,

И то, что расскажу вам я,

За мною следом повторите:

Клянусь отныне и навеки

Театром свято дорожить,

Быть честным, добрым человеком

И Зрителем достойным быть!

Посвящаю вас в Настоящие Зрители!

3. Игра "Стоим из кубиков театр".

Рассматриваются иллюстрации альбома "Театр". А затем детям предлагается самостоятельно построить из кубиков театр. При этом поясняется, что есть разные виды театров: опера, балет, музыкальный, драматический, кукольный, настольный, теневой, пальчиковый театр. Фасад могут украшать колонны (а не столбы), обращаем внимание на афишу, в кассе покупаем билеты, приобретаем программку. Фойе находится перед зрительным залом. Устройство сцены: занавес, сцена, кулисы, декорации.

4. Рисуем афишу для спектакля.

Детям дается задания придумать и нарисовать афишу.

5. Коррекционная ритмика.

Упражнение "Мышки" (на точное сочетание с ритмом речи и движений).

Вышли мышки как-то раз Дети ходят врассыпную.

Посмотреть, который час. Смотрят из-под руки вправо-влево.

Раз, два, три, четыре, Выполняют движения руками вверх-

Мышки дернули за гири. вниз; дергают веревку. Приседают,

Вдруг раздался страшный звон, закрывают лицо.

Убежали мышки вон!

4. Заключительная часть. Ритуал прощания. Игра "Хэй!".

Психолог предлагает детям завершать каждое занятие следующем образом: встать в круг, по команде подпрыгнуть с поднятой вверх правой рукой и крикнуть "хэй!".

В статье описываются условия развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Коммуникативная компетентность обусловлена индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.

Для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста можно использовать диагностические методы:

Методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;

Наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении используют показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Авторы выделяют три группы умений: умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;

Индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой .

Для развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

1. создавать ситуации коммуникативной успешности;

2. стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

3. устранять коммуникативные трудности;

4. ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

5. проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

6. мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

7. обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

8. моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

9. в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

10. признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности .

Развитие коммуникативной компетентности, происходит в контексте ведущей деятельности, в игре.

Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.

Полезно общение детей разного возраста. Участие старших дошкольников в играх с младшими, рассказывание им сказок, показ драматизаций, рассказывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности, связности, выразительности речи, творческих речевых способностей. Но следует отметить, что положительное влияние такого объединения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого .

Культура языковой среды, подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родного языка. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование «чувства языка», которое способствует усвоению культуры речи. Подражая окружающим, дети перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки. К речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования. В процессе речевого общения с детьми воспитатель также использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют ряд функций, такие как: объяснение и запоминание значение слов; уточнение значение слов, связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); создания на занятиях естественного общения; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию .

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

Проблема формирования коммуникативной компетенции дошкольников находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Смирнова Е.А считает, что коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

Желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

Умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

Умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; - формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка .

Колкер Я.М., Устинова Е.С. отмечают, что эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников обеспечивается совокупностью педагогических условий:

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом индивидуально-возрастных особенностей, специфики речевого развития;

Разработана система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его оптимизации.

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется: умение вести диалог, беседу; развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают; независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Пассов Е.И. выделяет две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Быстрова Е.А отмечает, что среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

Диалог;

Создание сюжетных ситуаций;

Игры (разной направленности);

Лексические упражнения.

Одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступают игры. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Психолого –педагогическая литература

1.. Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект// «Детский сад: теория и практика» № 3, 2013. - 26-36с.

2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. –3-8с.

3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2010. - № 4. –30-33 с.

4 . Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 2007 - 75с.

5. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. -. 58-62с.

Коммуникативная компетентность – это высокоэффективные навыки пользования средствами коммуникации. Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному).

Коммуникативная компетентность личности – это все внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения.

Структура коммуникативной компетентности охватывает знания и умения, которыми обеспечивается эффективная коммуникация и создание отношений с окружающими.

Понятие коммуникативной компетентности определяет способность человека выслушивать собеседника, вести переговоры, адекватно защищать свое мнение.

Коммуникативная компетентность означает осознаваемый и развивающийся опыт общения людей, формирующийся при непосредственном взаимодействии между ними.

Развитие коммуникативной компетентности нераздельно связано со становлением самой личности. Усвоение коммуникационного опыта совершается во время непосредственного взаимодействия и также лично во время чтения, просмотров кинофильмов, наблюдая за людьми.

Коммуникативная компетентность личности формируется, получая данные об особенностях коммуникационных взаимодействий, межличностных проблем и тактик их решения. Когда развивает коммуникационные способности, он перенимает из внешней социальной среды визуальные и словесные средства, с помощью которых анализирует коммуникационные ситуации взаимодействия. Во время происходит процесс становления коммуникативной компетентности, она происходит несколькими путями: через идентификацию с взрослыми, через усвоение культурного наследия и посредством наблюдения за общением других людей.

Коммуникативная компетентность педагога

Понятие коммуникативной компетентности педагога определяется, как способность выслушать ученика, понять его точку зрения, грамотно и тактично отстоять свое мнение, не навредить ученику, и построить с помощью коммуникации теплые и доверительные отношения.

Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов:

— мотивационно-ценностный – это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;

— когнитивный – это информация, познания педагога;

— операциональный – применение знаний практическим образом;

— позиционно-ценностный – отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога.

Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их .

Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.

Развитие коммуникативной компетентности учителя начинается еще во время обучения в вузе, где он приобретает все необходимые теоретические знания, проходит практику, и вместе с этим происходит нечто более важное – человек становится личностью. Еще недавно он был учеником, а теперь становится педагогом и будет иметь влияние на таких же учеников. Поэтому с первых же дней знакомства с учениками, он должен построить доверительные отношения с ними, а это достигается за счет умения грамотного, коммуникационного взаимодействия. Базовые позиции коммуникативного стиля будущего педагога формируется во время общения с одногруппниками, преподавателями, и во время производственной практики – с учениками. Таким образом, формируется педагогический стиль, позиция, она определяется через систему ценностей личности.

Существуют определенные условия, приоритеты, которые обусловливают развитие коммуникативной компетентности учителя. Через приоритет формируется эмпатийное поведение, ценностное отношение к людям, эмпатийное слушание, навыки общения на равных и общая эмпатийная направленность личности.

Компонент развития коммуникабельности определяется погружением в общение, формированием коммуникационных техник, установки на открытое эмоциональное общение, ориентация на собеседника. Формирование специфических коммуникационных умений – построение высказываний, определение эмоционального фона разговора, корректировка грамматической стороны речи, наблюдение за интонацией и тоном голоса, умение их подстраивать и следить за мимикой, и другие особенности .

С помощью приоритета в развитии эмоциональной стабильности и организаторского потенциала происходит формирование позитивного самовосприятия, уверенности в себе, самоуважения. Также происходит развитие организаторских умений во взаимодействии, в ситуации конфликта, для этого существуют тренинги развития навыков и стратегий поведения в конфликтной проблемной ситуации, умении увидеть причину конфликта, формирование опыта взаимодействия с собеседником.

Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста было эффективным, должны быть соблюдены определенные условия: стимулирование коммуникативной деятельности, с помощью использования и постановки проблемных задач и ситуаций, создание ситуаций, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои коммуникативные способности и похвалить его за успехи, устранять коммуникативные барьеры. Повышать уровень успешности в коммуникации, заниматься коррекционной работой по усовершенствованию коммуникационных навыков, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка отдельно, следует заручиться помощью психолога, а если есть затруднения в речевом развитии тогда еще подключить логопеда. Необходимо, учить малыша выражать чувства, мысли, эмоции, потребности с помощью речи и мимики, развивать невербальную лексику, обеспечить одновременное исполнение образовательной и самостоятельной деятельности, создавать и проектировать игровые ситуации, которые бы мотивировали ребенка к коммуникации. В коммуникационной деятельности обеспечить необходимую поддержку и фасилитацию во взаимодействии педагога и ребенка, также детей между собой, понять социальную ситуацию и те обстоятельства, в которых проживает ребенок, признать его семью, как фактор, который является наиболее влиятельным в развитии личности ребенка и формировании его коммуникационной грамотности.

Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка происходило нормально, необходимо, чтобы педагоги сами, в первую очередь, имели личную хорошо развитую коммуникационную грамотность. При коммуникации с детьми в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагоги должны соблюдать некоторые правила.

В первую очередь, должен быть установлен личный контакт с каждым малышом, необходимо обращаться к нему по имени, во время разговора быть на уровне глаз у ребенка. Детей необходимо выслушивать до конца, даже тогда, когда времени немного, не перебивать их речи. При каждом взаимодействии нужно анализировать свое поведение, подумать над тем, что мешает слушать ребенка до конца, есть ли желание перервать его, имеется ли мысль о неважности детской речи, нужно проследить есть ли желание все время что-то возразить ребенку, присутствует ли внутренняя полемика.

Следить за невербальным поведением, во время разговора выражать всем своим лицом любовь и теплоту, улыбаться, контактировать с помощью глаз, делать плавные жесты. Нужно следить за своим настроением и часто улыбаться, это способствует улучшению психологического микроклимата в группе.

Необходимо развить в себе способность к самонаблюдению, анализировать собственную деятельность, мысленно поставить себя на место малыша, чтобы отследить, как он реагирует на определенные манеры и жесты. Помнить, что дети дошкольного возраста очень впечатлительны и склонны к высокой подражательности.

При коммуникации требуется использовать некоторые приемы педагогического воздействия, такие, как убеждение и внушение. Чтобы убеждение было удачным, следует быть самому твердо уверенным в сказанном, очень доступно излагать детям доводы, вместе с этим быть терпеливым и спокойным. Если необходимо, что-то внушить дошкольнику, то делать это нужно, смотря ему в глаза, и максимально повелительным тоном.

Соблюдение всех этих правил и рекомендаций, поможет педагогу-воспитателю развить свой педагогический такт, лучше понимать дошкольника и стать более проницательным, а ребенок, в свою очередь, будет иметь необходимые гармоничные условия для вырабатывания коммуникационной грамотности, и хороший пример для подражания.

На чтение 8 мин. Просмотров 1.7k.

Г.М. Андреева, Е.Е. Дмитриева, Я.Л. Коломинский в своих трудах предоставляют различные трактовки термину «коммуникация». Чаще всего ученые подразумевают под этим термином процесс, с помощью которого передается информация.

С точки же зрения С.Л. Рубинштейна коммуникация – это передача определенного мысленного содержания с помощью языка.

С точки зрения И.А. Зимней коммуникация – это процесс, во время которой обе стороны-участники передают друг другу информацию, и испытывают взаимное понимание.

Понятие «коммуникативная компетентность дошкольников»

В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и другие.

В понятие «компетентность» вкладывают разные смыслы. Этимологически это слово связано с термином «компетенция».

Согласно толковому словарю Д.И. Ушакова компетентность и компетенция – это два отличных друг от друга термина. Компетентность – это авторитетность источника, его осведомленность.

А компетенция – это круг вопросов, внутри которого у индивидуума есть определенные знания и опыт, а также авторитетностью.

Как российская педагогика, так и зарубежная воспринимает отношения людей с другими людьми как «коммуникативную компетентность».

Впервые это понятие применялось в направлении социальной психологии. Здесь его рассматривали как способность создавать и удерживать контакты с другими людьми на основе имеющихся знаний и навыков.

Русские толковые словари воспринимают «компетентность» как самодостаточную единицу языка и определяют ее как уровень овладения той или иной областью знаний. Новый энциклопедический словарь представляет данное понятие, как опыт и знание, имеющиеся у человека в определенной области.
Вам будет интересно также почитать о том, как формируется звуковая культура речи дошкольников
Г.М. Бушуева рассматривает коммуникативную компетентность немного с другой стороны. Она употребляет этот термин в значении совокупности имеющихся у человека умений и навыков, которые позволяют ему поддерживать эффективное общение с другими людьми.

Рассмотрим также трактовки и других ученых. О.В. Дзюба пишет о том, что коммуникативная компетентность – это в первую очередь ситуативная адаптивность человека, а также его свободное владение такими инструментами социального взаимодействия как невербальные (неречевые) и вербальные (речевые) средства.

Ученый также говорит о том, что можно выделить меру компетенции в коммуникациях – это то, насколько успешен задуманный человеком акт влияния и средства, которые он использует для того, чтобы производить на других впечатление.

С.А. Игнатьева также дает свою оценку этому понятию. Он пишет о том, что это система имеющихся у человека внутренних ресурсов, которые он задействует для установления коммуникаций с людьми, участвующими с ним в межличностном взаимодействии.

К.П. Зайцева, описывая коммуникативную компетентность, дает ей следующее определение – это совокупность имеющихся у человека способностей по коммуникации, которые подходят для решения поставленных коммуникативных задач и эффективны для воплощения на практике имеющихся коммуникативных знаний и навыков.

Теоретические аспекты коммуникативной компетентности

И.А. Гришанова описывает свое видение этого вопроса. Он считает, что коммуникативную компетентность стоит рассматривать в двух аспектах.

  1. Первый аспект: это способность человека ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания и чувственный опыт.
  2. Второй аспект: это способность человека адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, которая приходит благодаря тому, что он понимает сам себя и других людей, несмотря на постоянно меняющимся психологическим состояниям, условиям и взаимоотношениям.

Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности.

Коммуникативная компетентность – это база любой деятельности личности. Очень сложно переоценить роль, которую оказывает владение речью на человека.

Межличностные контакты в современном обществе и в деловой активности выдвигают к современному человеку требования к способности продуцировать множество различных высказываний, излагаемых как устно, так и письменно.

Современное развитие общества напрямую зависит от того, насколько эффективно обучают школьников письменному и устному изложению мыслей.

Структура коммуникативной компетентности

Структура этого вида компетентности состоит из следующих компонентов:

  • эмоциональная составляющая,
  • когнитивная составляющая,
  • поведенческая составляющая,
  • личностная составляющая,
  • ценностно-смысловая составляющая.

Все эти компоненты нельзя рассматривать частью одного целого. Однако они оказывают друг на друга взаимное влияние и существуют один в другом.

Это определяет следующие факторы:

  • содержание одного из перечисленных компонентов возможно раскрыть только через другие;
  • каждый из компонентов необходимо включать в работу;
  • для того, чтобы занятие было наиболее эффективным, необходимо развивать ребенка по всем перечисленным выше направлениям.

Когнитивный компонент

Когнитивный – первый компонент в нашем списке. Он влияет на то, какими знаниями обладает человек о ценности общения, о качествах личности, которые либо положительно либо отрицательно воздействуют на общение, об эмоциях, которые неизбежно сопровождают каждый акт общения, о поведенческой составляющей общения. Насколько значимы эти знания?

Наблюдая за родными, ребенок учится общению. Он подражает тем методам общения, которые видит чаще всего. Этот процесс чаще всего происходит неосознанно. Даже взрослые люди обычно не задумываются о существовании этого процесса. Общению люди учатся на протяжении всей своей жизни.

Наблюдение за другими людьми помогает лучше понять свое собственное коммуникативное поведение, улучшить его и разнообразить используемые приемы.

Для старших дошкольников уже доступными для понимания являются знания об окружающих людях и о самих себе. Недостаточно хорошо, но уже развита способность оценивать свойства характера, которые проявляют люди в процессе общения.

Ценностно-смысловой компонент

Следующий компонент – это ценностно-смысловая составляющая. Она включает в себя все ценности, которые задействуются в момент акта общения. Отношение человека к самому себе и к другим проявляются во время общения, это отражается на том, как человек регулируют общение и какой смысл в него вкладывает.

Этот регулятивный уровень очень значим для личности. Например, если кто-то что-то просит у другого человека, то по его интонации и настойчивости становится очевидным, насколько для него это важно.

Например, если человек считает, что просить о чем-либо другого – это демонстрировать собственную слабость и зависимость от других людей, то он будет избегать это делать. Также некоторые боятся получать отказ, поэтому избегают просить что-либо у других людей. Подобные ситуации иногда возникают в детском садике – ребенок плачет, но не просит то, что ему нужно.

Личностный смысл, который ребенок вкладывает в том, чтобы просить, не позволяет ему этого делать.

Личностный компонент

Личностная составляющая возникает в силу личностных особенностей, которые имеет человек, вступающий в речевое взаимодействие. Личностные качества естественным образом оказывают влияние на содержание и сущность коммуникаций.

Застенчивость или отчужденность, эгоизм или тревожность, агрессивность или конфликтность – все это напрямую оказывает влияние на используемые методы и средства общения.

Дошкольник должен обладать уверенностью в себе, испытывать оптимистический настрой, быть доброжелательным и уважать других людей.

Важно помогать развивать ему альтруизм и справедливость, учить быть честным, устойчивым к стрессам, иметь эмоциональную стабильность, быть неконфликтным, неагрессивным. Именно в дошкольном возрасте легче всего развивать в ребенке те или иные черты личности. Хотя многие из них уже заложены, все же они еще легко поддаются развитию или коррекции.

Для того, чтобы скорректировать поведение более старшего ребенка, нужно будет прилагать уже гораздо больше усилий.

Эмоциональный компонент

Эмоциональная составляющая, прежде всего, связана с тем, чтобы создавать и поддерживать позитивный эмоциональный фон при взаимодействии с другими людьми. Важно уметь регулировать свои эмоции, правильно реагировать на изменяющееся эмоциональное состояние партнера, стараться его предугадывать.

Благодаря эмоциональной составляющей создается чувство благоприятности или неблагоприятности, комфорта или дискомфорта в процессе общения.

Поведенческий компонент

Поведенческая составляющая влияет на коммуникативные навыки, методы деятельности и опыт, который включает в себя все имеющиеся умений в сфере коммуникации. Степень развитости тех или иных умений можно измерить и развивать у ребенка.

Коммуникативная компетентность дошкольника – это его способность применять различные средства взаимодействия с другими людьми и конструктивные способы для общения. Посредством этого решаются различные бытовые, игровые или творческие задачи. Это очень сложное явление, состоящие из множества различных компонентов. Именно в дошкольном возрасте дети начинают развиваться в сфере коммуникаций с другими людьми.

Критерии сформированности коммуникативной компетентности

Рассмотрим три критерия, которые также являются частью коммуникационной компетентности:

  1. Знания в сфере коммуникации – это те знания, которые касаются методов и средств выстраивания коммуникативных отношений.
  2. Умения в сфере коммуникации – это такие умения, как способность понимать чужую речь, понятно излагать собственные мысли, выражать грамотно свои чувства, рассказывать другим о своих планах и желаниях, уметь задавать вопросы.
  3. Способности в сфере коммуникации – это возможности дошкольников воспринимать речь и эмоции людей, с которыми в данный момент происходит акт общения, способность высказывать свое отношение.

Деятельность коммуникации взаимосвязана с коммуникативной культурой – представлениями индивидуума о речевом этикете и нормах общения.

Ошибки коммуникации

Ошибки в коммуникативных умениях плохо влияют на свободную коммуникацию. Это мешает свободному общению с другими людьми, негативно сказывается на личностном развитии человека, снижает его познавательную и мыслительную деятельность.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это система, состоящая из поведенческих и психических особенностей личности человека, которая способствует успешности его общения с другими людьми, при которых он достигает благоприятного эмоционального и содержательного «климата» в процессе взаимодействия с ними.

Инна Семенова
Консультация для педагогов «Коммуникативная компетентность дошкольников»

Тема : «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ »

Компетентность – умение индивида объединять знания и навыки для решения проблемы.

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста связано с образовательными областями : речевое и социально-коммуникативное развитие .

Конечной целью дошкольного образования в данном направлении является полноценное развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, лексической, грамматической на основе развития связной речи) и развитие коммуникативных умений , что необходимо ему для дальнейшего обучения в школе.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарный запас (обогащение, закрепление и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову – решаются на протяжении всего дошкольного детства , усложняясь на каждом возрастном этапе.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками и умениями .

Практика показывает : целенаправленное формирование коммуникативной компетентности у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов . Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

Рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника , как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования , детского художественного творчества и прочее.

Термин «коммуникация » многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания. И. А. Зимняя считает, что коммуникация - процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию.

По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов , качественно преобразовываясь на каждом из них : первый этап - эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни) ; второй - ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни) ; третий - внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет) . В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности .

Важно отметить, что развитие необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной , трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно -деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности . В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

Коммуникативная компетентность развивается во времени и пространстве, обусловлена половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации .

Что включает в себя коммуникативная компетентность ?

Умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,

Умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,

Владение невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,

Умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,

Знание норм и правил речевого этикета и умение использования их в зависимости от ситуации,

Владение навыками разрешения конфликтных ситуаций.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) .

Какие диагностические методы можно использовать для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста ? Для диагностики можно использовать :

Методику «Картинки» , разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Данная методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;

Наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении можно использовать показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников , предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Этими показателями, по мнению авторов, могут быть три группы умений : умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;

Индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия :

создавать ситуации коммуникативной успешности ;

стимулировать коммуникативную деятельность , использую проблемные ситуации;

устранять коммуникативные трудности ;

ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности ;

проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью ;

мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности .

«Известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста . Посредством игры ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя значимую модель жизни, которой в последствии следует, ведь не секрет, что зачастую, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с ребенком легко решаются через игру или общение с игрушкой. Приняв во внимание сей факт, воспитатель должен активно задействовать каждого из воспитанников в процесс игры, которая сама по себе является определенной сюжетной ситуацией, формирующей коммуникативные компетенции и навыки сотрудничества»

Публикации по теме:

Консультация для педагогов: Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым» УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Консультация для педагогов «Значение игры в нравственном развитии дошкольников» Консультация для педагогов на тему «Значение игры в нравственном развитии дошкольников» Проблема этического развития, или формирования нравственных.

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников» «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Консультация для педагогов: «Проектный метод в обучении дошкольников». Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало.