Гендерное отличие между мужчиной и женщиной. Гендерные различия при социализации. Проявление страхов у мужчин и женщин

Высокая значимость всего спектра объективных и субъективных взаимоотношений между мужчиной и женщиной на протяжении столетий остаются предметом самого пристального внимания со стороны мыслителей, философов, психологов. С открытием категории гендера различия восприятия и интерпретации окружающей действительности, реализации поведенческих стратегий мужчиной и женщиной рассматриваются не с позиций биодетерминизма, но в качестве социокультурно обусловленных категорий.

Определение 1

Другими словами, гендерные различия выступают результатом социализации, воспитания, образования личности.

Роль биологических факторов в процессе формирования гендерных различий

В современной психологической науке четко выделяются два противоположных подхода к пониманию первопричины формирования гендерных различий. Сторонники биологического подхода подчеркивают ведущую роль биологических факторов в процессе развития гендерных различий мужчины и женщины.

    В концепции сторонников биодетерминизма различия в реализации восприятия и интерпретации социальных явлений являются продолжением биологических различий.

    Поскольку фундаментом развития будущего мужчины и женщины выступают генетические предпосылки, социальные факторы воспринимаются как второстепенные, приоритетная роль отводится гормональному фону, различиям развитости мозолистого тела и др. генетическим факторам.

    В результате различий в мозговой организации у представителей противоположных полов отмечаются различия в организации различных психологических функций.

Роль социальных факторов в процессе формирования гендерных различий

Противники концепции биодетерминизма придерживаются обратной позиции, указывая на приоритетную роль социальных факторов в процессе формирования личности, а, соответственно, и гендерных различий.

Определение 2

Пол в рамках данного подхода воспринимается исключительно как начальный стимул, сигнал к применению тех или иных воспитательных, образовательных мер.

Не секрет, что отношение родителей к новорождённому существенно отличается от пола ребенка. В зависимости от господствующих и социально одобряемых на конкретном этапе исторического развития обществе гендерных стереотипов родители соответствующим образом организуют предметно-пространственную среду, осуществляют выбор одежды, средств и методов воспитания. Таким образом, с первых дней жизни стереотипное восприятие родителями пола ребенка формирует стереотипные ожидания и стереотипное воспитание личности новорожденного, который «впитывает» в себя полоролевые, гендерные стереотипы мышления и поведения.

Определение 3

Синтезируя оба подхода, можно сделать вывод, что в основе гендерных различий лежат объективные биологические факторы, однако, степень выраженности данных различий определяется спецификой и направленностью социальных факторов.

Генетические, церебральные, эндокринные факторы влияют не на развитие гендерных психологических различий между мужчиной и женщиной, но на уровень двигательной, психологической активности организма. Непосредственно с биологическими факторами связаны двигательная активность, скорость реакций, возбудимость и пр. Биологически обусловленная активность реактивных, психических реакций выступает фундаментом, исходным материалом для формирования, развития и реализации различных форм самовыражения в социальном контексте.

Роль социума в формировании гендерных различий

Реализация различных форм самовыражения в социальном контексте моделирует поведение, поведенческую стратегию, в структуре которой выделяют мотивы, цели, ценности и средства, которые формируются под влиянием общества и культурной модели. Именно общество определяет границы и средства проявления биологической и психологической активности личности.

В свою очередь, под культурой понимают систему знаков, при помощи которых личность обозначает свои природные, личностные качества, придает им общественно значимый смысл.

Именно культура выступает системообразующим признаком поведения, основанием для классификации, женских, мужских, нейтральных признаков.

Определение 4

Таким образом, гендерные различия – результат взаимодействия биологических и социальных факторов в определенном социальном контексте, под влиянием которого формируется совокупность гендерных стереотипов, обуславливающих восприятие действительности и реализацию поведения личностью.

Фрагмент книги Джон Медина. Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

Знаете ли вы, что 26 минут сна могут повысить вашу производительность на 34%? Что мозг во сне не прекращает свою деятельность и бывает даже активнее, чем в периоды бодрствования? Что мужчины и женщины воспринимают реальность и принимают решения совсем по-разному? Мы очень мало знаем о том, как функционирует наш мозг, и не учитываем особенности его работы в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Между тем такое знание может помочь нам работать продуктивнее, больше запоминать, лучше учиться и проводить эффективные переговоры и презентации.

Результаты одного эксперимента можно подытожить такими словами: мужчина - крутой чувак, а женщина - стерва. В ходе эксперимента четырем группам испытуемых, состоящим из равного количества мужчин и женщин, было предложено оценить профессиональные успехи придуманного тремя исследователями помощника вице-президента авиакомпании. Каждой группе кратко описали обязанности вице-президента, но первой группе также было сказано, что вице-президент - мужчина. Их попросили оценить компетентность и способность кандидата расположить к себе. Второй группе сообщили, что вице-президент - женщина. Ее способность расположить к себе людей была оценена высоко - в отличие от ее компетентности. Все факторы теста были одинаковыми, переменной величиной являлся только пол.

Третьей группе сказали, что вице-президент - суперзвезда мужского пола, блестящий профессионал, сделавший стремительную карьеру. Четвертой группе тоже сказали, что вице-президент - суперзвезда, но только женского пола, который следовал экспресс-маршрутом к руководящей должности. Как и в первом случае, третья группа оценила мужчину как «высококомпетентного» и «способного расположить к себе». Женщина-суперзвезда тоже была оценена как «высококомпетентная», но «не способная расположить к себе».

Участники описывали ее такими словами, как «недружелюбная». Как я и сказал, мужчина был молодцом, а женщина - стервой.

Дискриминация по половому признаку до сих пор мешает людям в реальном мире. В противоречивом мире мозга и половых различий весьма важно не упускать из виду описанный социальный эффект. Относительно взаимоотношений между мужчинами и женщинами существует много заблуждений, которые связаны с понятиями пола и гендера. Пол обычно описывается биологическими и анатомическими различиями, а гендер - социальными. Пол определяется ДНК, а гендер - нет. Отличия между мужским и женским мозгом начинаются с того, что ставится на первое место.

Х -фактор

Как мы становимся мужчинами и женщинами? Дорога к осуществлению половой роли начинается с большим энтузиазмом, присущим обычно сексуальному поведению. Четыреста миллионов сперматозоидов стремятся найти яйцеклетку. Не такое уж сложное задание. В микроскопическом мире человеческого организма яйцеклетка сопоставима со Звездой Смерти*, а сперматозоиды - со звездными истребителями с х-образными крыльями. В данном случае обозначение буквой «х» весьма уместно: именно так обозначается важная хромосома, которую несет каждый сперматозоид и яйцеклетка. Вы помните о хромосомах еще по урокам биологии; эти закрученные цепочки ДНК находятся в ядре, содержащем информацию, необходимую для сотворения человека. Для этого необходимо 46 таких единиц, которые можно сравнить с 46 томами энциклопедии. 23 мы получаем от матери и 23 - от отца. Две хромосомы отвечают за пол. И хотя бы одна из них должна быть х -хромосомой.

*Звезда Смерти - боевая космическая станция в вымышленной вселенной «Звездных войн», оснащенная энергетическим оружием чрезвычайной разрушительной силы, способным уничтожать целые планеты. Прим. ред.

Если вы получите комплект из двух х -хромосом, придется вам всю жизнь пользоваться дамской комнатой; а если х и y - то мужской уборной. За определение пола отвечает мужчина. (Жены короля Генриха VIII были бы рады узнать об этом, ведь одну из них он казнил за то, что она не могла родить ему наследника трона, хотя обезглавить следовало бы его самого.) Y -хромосому может нести только сперматозоид (у яйцеклетки ее нет), поэтому от мужского генетического материала и зависит пол ребенка.

Гендерные различия мужчин и женщин определяются тремя признаками: генетическими, анатомическими и поведенческими. Обычно исследователи посвящают свою карьеру изучению одного из них; каждое отличие - это целый остров в общем океане исследований. Мы рассмотрим все три признака и начнем с объяснения (с точки зрения молекулярной генетики) того, почему Генрих VIII очень виноват перед Анной Болейн.

Один из интереснейших фактов об y -хромосоме заключается в том, что для того, чтобы стать мужчиной, не нужна вся хромосома. Требуется только начальный толчок для запуска программы развития организма мужского пола, который обеспечивается геном определения пола SRY. Этот ген обнаружил ученый Дэвид Пейдж - директор Института Уайтхеда и профессор Массачусетского технологического института. В свои пятьдесят он выглядит на двадцать восемь. Пейдж обладает незаурядным интеллектом, ему присуще обаяние и острое чувство юмора. Он первый молекулярный сексолог. Или, точнее сказать, брокер-сексолог. Дэвид Пейдж установил, что можно разрушить ген SRY эмбриона мужского пола и превратить его в женский эмбрион или, добавив ген SRY* в женский эмбрион, превратить его в мужской. Почему это возможно? Беспокоясь, что мужчины биологически запрограммированы доминировать на планете, исследователи выявили, что базовые установки млекопитающих предопределяют женский пол эмбриона.

* SR - sex reversal, от англ. «трансформация пола». Прим. пер.

Между двумя хромосомами существует чудовищное неравенство. Х -хромосома берет на себя бóльшую часть сложной работы, в то время как маленькая y защищает связанные с ней гены тем, что пять из них раз в миллион лет совершают суицид в замедленной съемке. Теперь количество генов сократилось до 100. Для сравнения: х -хромосома несет 1500 генов, необходимых для реализации проекта «Эмбрион». Здесь не наблюдается никакого сокращения.

От каждой х -хромосомы для формирования особи мужского пола необходим один ген х . Для развития эмбриона женского пола их нужно вдвое больше. Представим себе это в виде рецепта пирога с одним стаканом муки. Если положить два стакана, все изменится не лучшим образом. Женский эмбрион прибегает к оружию, проверенному временем, в решении проблемы с двумя х : он просто игнорирует один из них. Такое молчаливое поведение хромосом называется инактивацией х -хромосомы*. Одна из хромосом маркируется молекулярным эквивалентом таблички «Не беспокоить». Если есть выбор из двух х -хромосом, материнской и отцовской, исследователи хотели бы знать, на какую из них вешается табличка.

*Инактивация х -хромосомы происходит в клетках самок млекопитающих для того, чтобы с двух копий х -хромосом не образовывалось вдвое больше продуктов соответствующих генов, чем у самцов млекопитающих. Такой процесс называется дозовой компенсацией генов. Инактивированная х -хромосома будет оставаться неактивной во всех последующих дочерних клетках, образующихся в результате деления. Прим. ред.

Ответ оказался неожиданным: это происходит случайно. Некоторые клетки женского эмбриона вывешивают табличку на материнскую х -хромосому. Соседние клетки размещают табличку на отцовской хромосоме. На этом этапе исследования не выявлено никакой зависимости - событие считается случайным. Следовательно, клетки женского эмбриона представляют собой сложную мозаику из активных и неактивных материнских и отцовских генов х -хромосом. Так как мужскому полу для выживания необходимы все 1500 генов х -хромосомы, а есть только одна, было бы глупо вывешивать таблички «Не беспокоить». Поэтому они никогда этого не делают. Инактивация х -хромосомы не происходит при развитии зародыша мужского пола. И так как мальчики должны получить х от матери, все мужчины в прямом смысле слова маменькины сынки. Мальчики в корне отличаются от своих сестер, которые генетически сложнее. Это громкое заявление описывает наши первые (генетические) данные о гендерных отличиях.

Нам известна функция 1500 генов х -хромосомы. А сейчас приготовьтесь. Многие из этих генов связаны с деятельностью мозга и определяют наше мышление. В 2005 году, после того как была выявлена последовательность хромосом генома человека, было определено, что высокий процент содержания генов х -хромосомы обеспечивает генерацию белка, участвующего в формировании мозга. Некоторые из этих генов задействованы в организации высшей мыслительной деятельности, начиная с вербальных навыков и социального поведения и заканчивая определенными интеллектуальными способностями. Ученые называют х -хромосому «горячей точкой» познания.

Больше - лучше?

Назначение генов - создавать молекулы для осуществления функций клеток, в которых они находятся. Из совокупности этих клеток построен мозг - центр управления поведением человека. Нейроанатомия изучает форму и строение нервной системы и ее органов, а клетка, как известно, основная единица живого организма. И мозг, соответственно, тоже состоит из клеток. В нем, кстати, сложно найти те, которые не подвержены влиянию половых хромосом.

В лабораториях (наверное, следует отметить, что их руководителями бывают как мужчины, так и женщины) были выявлены различия в лобной доле и префронтальной коре головного мозга, контролирующие способность принимать решения. Некоторые участки этих областей у женщин толще, чем у мужчин. Различия в лимбической системе, где формируются эмоции и происходят определенные познавательные процессы, зависят от пола. Принципиальное отличие касается миндалины, которая регулирует не только возникновение эмоций, но и способность их запоминать. Вопреки распространенному всеобщему мнению, у мужчин эта область гораздо больше, чем у женщин. Миндалевидное тело женского организма сообщается с левым полушарием, а мужского - большей частью с правым. Нейробиологи изучили состав биохимических элементов, и здесь тоже не обошлось без половых различий. Рассмотрим, к примеру, регуляцию серотонина - главного нейромедиатора в регулировании эмоций и настроения. В мужском организме серотонин синтезируется на 52 процента быстрее, чем в женском.

Какое значение имеют эти физические различия? В животном мире размер имеет значение для выживания. На первый взгляд, человеческая природа подчиняется тем же принципам. Мы уже знаем, что у скрипачей область мозга, отвечающая за действие левой руки, больше области, отвечающей за правую руку. Однако нейробиологи почти не коснулись вопроса о том, каковы функции клеточных структур. Нам до сих пор неизвестно, оказывают ли на различия влияние нейротрансмиттеры или их определяет размер соответствующей области мозга.

Война полов

У меня нет особого желания писать об этом. Изучение гендерных различий в поведении имеет долгую и сложную историю.

Даже лучшие наши ученые умы оказались подвержены всевозможным предрассудкам. Например, комментарии Ларри Саммерса, президента Гарвардского университета, по поводу оценки знаний математики и теории студентов женского пола чуть не стоили ему карьеры. Ему составляют компанию не менее умные люди. Только взгляните на эту троицу:

«Женщина - это бессильный мужчина, не способный производить семя по причине своей холодной природы. Мы же, в свою очередь, должны относиться к женщинам как к пороку, хотя и включенному в естественное развитие самой природой» (Аристотель ).

«Девочки раньше начинают говорить и стоять на ногах, чем мальчики, потому что бурьян растет быстрее, чем зерно» (Мартин Лютер ).

«Если они могут отправить человека на Луну… почему бы им всем не отправиться туда?» (Джилл , граффити на стене душевой, сделанное в 1985 году; ответ на цитату Лютера).

Таким образом, битва полов продолжается. Аристотеля и Джилл разделяет почти 2400 лет, но в этой войне мы едва ли сдвинулись с точки. Даже в эпоху наивысшего научного прогресса, используя метафору с названиями планет, Марса и Венеры, некоторые люди пытаются давать рекомендации, как использовать эти различия во взаимоотношениях. Большей частью, полагаю, их данные сводятся к статистике.

В том, что мужчины и женщины думают о некоторых вещах, существуют весомые различия. Но когда речь идет об измеримых отличиях, все почему-то думают, что ученые говорят об отдельных людях, таких как они сами. И это большое заблуждение. Ученые-то изучают популяцию в совокупности. Статистика подобных исследований не строится на индивидуальных результатах. Да, тенденции существуют, но они варьируются, и часто различия между полами настолько малы, что ими можно пренебречь. И они уж точно недостаточны для того, чтобы сказать, как конкретный человек (мужчина или женщина) отреагирует на определенный раздражитель. Действительно, каждый раз, когда нейробиолог Фло Хаселтайн проводит функциональную магнитно-резонансную томографию, аппарат выдает различия в реакции мозга в зависимости от того, изучает она мозг мужчины или женщины. Как именно это связано с реальными поведенческими проявлениями - совершенно другой вопрос.

Первые намеки

Знания о биологических причинах поведенческих отличий начинаются с изучения патологии мозга. Умственной отсталостью чаще страдают мужчины, чем женщины. Многие психические отклонения от нормы вызваны мутацией одного из 24 генов х -хромосомы. Как известно, у мужчин нет резервной х -хромосомы, и ее повреждение приводит к соответствующим последствиям. Если повреждена х -хромосома женщины, зачастую можно не ожидать никаких последствий. Этот факт служит самым веским доказательством того, что х -хромосомы задействованы в работе мозга.

Профессиональным психиатрам давно известно о различиях, обусловленных половой принадлежностью, в видах и степени тяжести психических отклонений. Например, у мужчин чаще развивается шизофрения. Соотношение женщин и мужчин, страдающих депрессией, равно 2:1 - такой результат наблюдается сразу после полового созревания и остается стабильным в течение последующих пятидесяти лет. Мужчинам чаще свойственно асоциальное поведение. Женщины больше склонны к повышенной тревожности. Среди мужчин больше страдающих алкоголизмом и наркозависимостью. Анорексией чаще болеют женщины. Томас Инсел из Национального института психического здоровья США утверждает: «Достаточно сложно определить, какой фактор больше, чем пол, влияет на эти заболевания».

А как обстоят дела с поведением здоровых людей? Велика ли разница между полами, когда речь заходит о психических, социальных и когнитивных функциях? Давайте рассмотрим последние результаты работы ученых.

Травматические ситуации

Во время прогулки с родителями маленького мальчика сбивает машина. Вряд ли кто-нибудь ставший свидетелем подобного происшествия сможет его забыть. А что если бы вы могли забыть? Вы помните, что миндалевидное тело играет ключевую роль в формировании эмоций. Предположим, некий волшебный эликсир способен этот процесс остановить. Такой эликсир существует, и его действие демонстрирует, что мужчины и женщины по-разному обрабатывают эмоции.

Возможно, вам приходилось слышать о межполушарной асимметрии. Возможно, вы также знаете, что в связи с преобладанием правого или левого полушария людей разделяют на творцов и аналитиков. Это явление можно описать на таком примере: предположим, левая часть великолепного лайнера отвечает за то, чтобы корабль находился на плаву, а правая - за то, чтобы он преодолевал волны. Обе стороны задействованы в обоих процессах. Однако это не означает, что полушария работают одинаково. Правое определяет суть вопроса, а левое анализирует детали.

Наблюдая за работой мозга мужчин и женщин в условиях острого стресса (он показывал им фильмы ужасов), исследователь Ларри Кэхилл заметил, что у мужчин реакция выражена со стороны миндалины в правом полушарии. Их левое полушарие пребывало в состоянии покоя. У женщин реакция наблюдалась в другом полушарии. У них активизировалась левая миндалина, в то время как правое полушарие безмолвствовало. Если у мужчин работает правое полушарие, означает ли это, что они лучше помнят суть, чем детали эмоций, вызванных стрессом? А женщины лучше запоминают детали, чем суть эмоционального опыта, связанного со стрессом? Кэхилл решил это выяснить.

Этот волшебный эликсир забвения - бета-адреноблокатор пропранолол, который обычно используют для регулирования кровяного давления. Этот лекарственный препарат блокирует выработку биохимических веществ, активирующих миндалину во время эмоционального опыта. Его свойства были выявлены в ходе исследований средств для лечения психических расстройств, последствий участия в военных действиях.

Испытуемые Кэхилла принимали лекарство перед просмотром фильма. Неделю спустя исследователь проверил их воспоминания о фильме. Выяснилось, что мужчины, принявшие лекарство, утратили способность запоминать смысл происходящего, в отличие от мужчин, не принявших лекарство. Женщины же потеряли способность воспроизводить детали. Но интерпретировать эти результаты следует правильно. Они отражают только эмоциональную реакцию на стрессовые ситуации, а не объективные данные и выводы. Это не битва между бухгалтерами и мечтателями.

Результаты, полученные Кэхиллом, нашли подтверждение в похожих исследованиях во всем мире. Другие лаборатории продолжили его начинания и выявили, что женщины быстрее и интенсивнее мужчин воспроизводят эмоциональные события из собственного опыта. Их воспоминания об эмоционально важных событиях, таких как первое свидание или отпуск, более живые. Согласно результатам других исследований, в условиях стресса женщины сосредоточиваются на воспитании детей, а мужчины отстраняются от дел. Такая тенденция, наблюдающаяся у женщин, получила название «защита и поддержка»*. Почему так происходит, неизвестно, однако американский биолог-эволюционист Стивен Гулд утверждает: «Нет никакой возможности провести четкую черту, не поправ законы логики, математики и общенаучные принципы».

*Согласно теории Шелли Тейлор под названием «Защита и поддержка (Tend and befriend), в условиях стресса женщины склонны защищать своих детей и стремятся найти поддержку определенной социальной группы. Прим. пер.

Это высказывание напомнило мне о драке моих сыновей, но Гулд говорит о противостоянии биологического и социального.

Вербальная коммуникация

Специалист по поведению Дебора Таннен проделала удивительную работу в этой области, изучив гендерные особенности вербальных способностей. Вкратце, данные, полученные Таннен и другими исследователями за последние тридцать лет, таковы: женщины преуспели в этом. Хотя нюансы часто противоречивы, бóльшая часть эмпирических данных получена от нетипичных представителей рода человеческого, в том числе и имеющих патологии мозга. Нам давно известно, что нарушения речи и способности читать наблюдаются у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. У женщин после инсульта речь восстанавливается лучше, чем у мужчин. Многие исследователи полагают, что такая диспропорция связана с различиями в самом процессе мышления, и обращаются к нейроанатомическим данным, чтобы объяснить различия. При обработке вербальной информации женщины задействуют оба полушария головного мозга, а мужчины - только одно. У женщин полушария соединяются толстым «кабелем», у мужчин - более тонким. К тому же у представительниц прекрасного пола имеется резервная система архивации данных, которой нет у сильного пола.

Эти клинические данные были использованы для подтверждения результатов, полученных исследователями. В школьном возрасте вербальное мышление девочек лучше развито, чем мальчиков. Они лучше выполняют задания, связанные с запоминанием слов, беглостью речи и быстротой артикуляции. Когда девочки подрастают, они остаются чемпионами в области запоминания вербальной информации и оперирования ею. Однако эти данные нельзя рассматривать в отрыве от социального контекста. Поэтому мнение Гулда тоже имеет право на существование.

Таннен провела много времени, наблюдая и снимая видео о том, как девочки и мальчики взаимодействуют друг с другом. Ее исходной задачей было выяснить, как дети в разном возрасте разговаривают с лучшими друзьями, применяют ли они какие-то схемы. И если такие схемы существуют, то насколько они стабильны. Сохранятся ли схемы, наработанные в детском возрасте, в студенческие годы? То, что выявила Таннен, было ожидаемым и стабильным, независимо от возраста и местонахождения человека. Модель общения, принятая взрослым, формируется непосредственно при взаимодействии с тем же полом в детском возрасте. Данные Таннен сфокусированы на трех аспектах.

Укрепление отношений

При общении лучшие подружки наклоняются друг к другу, сохраняя визуальный контакт, и много говорят. Они используют свой вербальный талант, чтобы укрепить отношения. Мальчишки никогда так не ведут себя. Они редко смотрят друг другу прямо в лицо, предпочитая глядеть мимо или искоса. Они редко сталкиваются взглядом и не прибегают к разговорам для укрепления отношений. В мальчишеском сообществе ходит другая валюта - удары. Совместная физическая активность - вот на каком клею держатся их отношения.

Мои сыновья Джош и Ноа играли в одну игру с тех пор, как научились ходить, - обычная игра с бросанием мяча. Джош говорит: «Я могу подбросить мяч до потолка» - и тотчас делает это. Дети смеются. Ноа ловит мяч и говорит: «Ах так?! Тогда я могу добросить до неба» - и подбрасывает мяч еще выше. Так, смеясь, они продолжают игру, пока не доберутся до космоса и Бога.

Таннен обнаружила такие модели везде - кроме поведения маленьких девочек. Женский вариант: одна из сестер говорит: «Я могу подбросить мяч до потолка» - и делает это. Сестры весело смеются. Затем вторая сестра берет мяч, подбрасывает его до потолка и говорит: «Я тоже так могу!» А потом они рассуждают о том, как здорово, что они обе могут подкидывать мяч на одинаковую высоту. Такая же модель поведения наблюдается у обоих полов во взрослом возрасте.

К сожалению, данные, полученные Деборой Таннен, были неправильно истолкованы: «Мальчики постоянно соревнуются, а девочки всегда действуют сообща». Однако, как показывает практика, мальчики тоже весьма склонны к кооперации. Просто они делают это при помощи соревнования, развивая свою излюбленную стратегию физической активности.

Ведение переговоров

В начальной школе мальчики наконец начинают применять свои вербальные навыки - например, для того, чтобы обсудить свой статус в большой компании. По данным Таннен, особи мужского пола с высоким социальным статусом раздают указы остальным членам группы, вербально или даже физически подталкивая мальчиков с низким статусом.

«Лидеры» поддерживают власть над своими вотчинами, не только отдавая приказы, но и проверяя их выполнение. Другие сильные члены группы соперничают с ними, поэтому мальчики, стоящие во главе групп, быстро учатся давать отпор нападкам. Нередко и в словесной форме. В результате в мальчишеском сообществе прослеживается четкая иерархия. И она достаточно прочная. Жизнь членов группы с низким статусом часто бывает печальной. Независимое поведение, характерное для контролирующей верхушки, всегда высоко ценится.

Наблюдая за маленькими девочками, Таннен выявила различные модели поведения. Девочки как с высоким, так и с низким статусом (у них так же, как и у мальчиков, есть иерархия) использовали абсолютно иные стратегии для создания и поддержания иерархии. Девочки проводят много времени за разговорами - коммуникация очень важна для них. Тип беседы определяет статус отношений. Та, кому доверяют секреты, обладает статусом лучшего друга. Чем больше секретов доверено, тем ближе воспринимают друг друга девочки, однако между собой девочки склонны преуменьшать статус. При помощи развитых вербальных навыков они избегают раздачи указов. Когда одна из девочек пытается командовать, ее манера, как правило, отвергается: на нее навешивают ярлык «командирша», и она попадает в социальную изоляцию. Не то чтобы в девичьей группе решения не выполняются... Многие девочки вносят предложения, а затем обсуждают альтернативные варианты. В конце концов достигается консенсус.

Различия между полами можно продемонстрировать при помощи одного весомого слова. Мальчики говорят: «Сделай это», а девочки: «Давай сделаем это».

Взрослая жизнь

Таннен установила, что со временем такие способы вербальной коммуникации закрепляются, что приводит к различиям в социальной чувствительности двух групп. Каждый мальчик, отдающий приказы, становился лидером. Каждая девочка, отдающая приказы, становилась командиршей. К окончанию школы их манера поведения окончательно сформировалась. И особенно ярко она проявляется на работе и в супружеской жизни.

Двадцатилетняя новоиспеченная супруга едет в автомобиле вместе со своей подругой Эмили. Ей захотелось пить. «Эмили, ты хочешь пить?» - спрашивает она. Эмили, имеющая опыт переговоров, понимает, чего хочет подруга.

«Не знаю. А ты?» - реагирует Эмили. Между ними завязывается небольшая дискуссия по поводу того, достаточно сильно ли они хотят пить, чтобы остановить машину и купить воды.

Несколько дней спустя та же девушка едет вместе со своим мужем. «Ты хочешь пить?» - спрашивает она. «Нет, не хочу», - отвечает муж.

В тот день они немного повздорили. Жена злилась, потому что хотела, чтобы муж остановил машину; а он злился, потому что она не говорила прямо, чего хочет. Подобные конфликты широко распространены в семейной жизни.

Такой сценарий вполне может разворачиваться и на работе. Женщины, придерживающиеся «мужского» стиля в руководстве, рискуют быть воспринятыми как командирши. Мужчин же, придерживающихся такой же линии поведения, считают просто решительными. Таннен внесла большой вклад в то, чтобы доказать: подобные стереотипы формируются на ранних этапах социального развития и, возможно, обусловлены межполушарной асимметрией. Во всех странах, на всех континентах, в любом возрасте и времени женщины и мужчины ведут себя по-разному. Таннен, чьей специальностью была английская литература, выявила эти тенденции даже в рукописях с вековой историей.

Природа или воспитание?

Результаты, полученные Таннен, - это статистические выкладки. Она выяснила, что на языковые модели влияет множество факторов: регион проживания, индивидуальность, профессия, социальный класс, возраст, этническая принадлежность и происхождение - все это влияет на то, как мы используем речь для обсуждения своей личной безопасности. Социальный подход к детям разного пола применяется с момента их рождения, они часто воспитываются в обществе, где сильны веками формировавшиеся предубеждения. Просто чудо, если когда-нибудь удастся выйти за пределы этого опыта и полагаться на принципы равенства.

Учитывая влияние культуры на поведение, чрезмерно просто было бы прибегнуть к чисто биологическому объяснению наблюдений Таннен. А поскольку биологический фактор очень влияет на поведение человека, чрезмерно просто было бы прибегнуть и к объяснению с точки зрения социального. Мы не знаем, что в нас сильнее - биологическое или социальное. Такой ответ обескураживает. Кэхилл, Таннен и многие другие исследователи приложили много усилий, чтобы выяснить это. Однако полагать, что существует зависимость между генами, клетками и поведением, если ее нет, не только неправильно, но и опасно. Вспомните о Ларри Саммерсе.

Идеи

Как мы можем использовать эти данные в реальном мире?

Смотрите на факты через призму эмоций.

Учителя и работодатели обязаны учитывать эмоциональную жизнь мужчин и женщин, поэтому должны знать следующее:

  1. Информация, пережитая эмоционально, лучше запоминается.
  2. Мужчины и женщины по-разному переживают определенные эмоции.
  3. Эти различия объясняются с точки зрения биологического и социального факторов.

Примените новый гендерный принцип рассаживания учеников в классе.

Учительница третьего класса, в котором учится мой сын, объясняет ухудшение результатов к концу года стереотипами. Девочки преуспевают в гуманитарных предметах, а мальчики показывают более высокие результаты в математике и естественных науках. И это в третьем классе! Она знала, что статистического подтверждения бóльших способностей к математике у мужского пола нет. Почему же тогда она руководствовалась общепринятыми заблуждениями?

Учительница догадывалась, что дело в социальной активности учеников во время урока. Здесь очень важно, кто первым отвечает на заданный ею вопрос. На уроках языка обычно девочки отвечают первыми. Другие ученицы реагируют коллективным «я тоже». Реакция мальчиков отличается иерархичностью. Девочки обычно все знают ответ; мальчики, как правило, нет, и они делают то, что свойственно мужским особям с низким статусом, - уклоняются. Прóпасть становится очевидной. По математике и другим естественным дисциплинам ученики и ученицы идут вровень. Мальчики прибегают к известной манере поведения «над всеми», пытаясь укрепить иерархию, которая основывается на первенстве. При этом они еще и дерутся со всеми, кто не находится в топе, в том числе и с девочками. Поэтому озадаченные девочки начинают избегать отвечать на данных уроках. Так и появляется разница в результатах.

Учительница проводит собрание для девочек, чтобы проверить свои подозрения. Она интересуется, как они будут действовать. Девочки принимают решение изучать математику и науки отдельно от мальчиков. В прошлом учительница выступала за смешанные классы, но теперь ее начинает интересовать вопрос о целесообразности такой позиции. Если девочки проигрывают битву с мальчиками в третьем классе, есть все основания предположить, что дальше ситуация вряд ли изменится. Учительница вынуждена принять это к сведению. Понадобилось всего две недели, чтобы ликвидировать пробелы в результатах обучения.

Можно ли использовать такой подход в классах во всем мире? На самом деле эксперимент еще не говорит о всеобщем правиле - это всего лишь замечание. Чтобы обнаружить закономерность, нужно изучать сотни классов и тысячи студентов в течение многих лет.

Формирование рабочих команд по гендерному признаку

«Считается, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, и дома, и на работе. По-моему, это не вполне справедливое мнение». Я объяснил это образно тем, что женщины воспринимают эмоциональные составляющие ситуации при помощи большего количества точек ввода (в этом суть) и, соответственно, видят его в лучшем качестве. У них просто больше информации, на которую они способны реагировать. Если бы мужчины обладали стольким же количеством точек ввода, то их реакция была бы точно такой же. Двое мужчин в последнем ряду даже растрогались. После лекции я поинтересовался их мнением, опасаясь, не обидел ли я их. Но их ответ ошеломил меня. «Впервые за всю мою профессиональную карьеру, - пояснил один из них,- я почувствовал, что мне не нужно извиняться за то, какой я есть».

Эти слова навели меня на мысль, что в процессе эволюции разные типы эмоционального восприятия ситуации помогли людям завоевать мир. Почему же мир бизнеса лишен этого преимущества? Команда или рабочая группа, способная одновременно схватить суть и учесть все детали в стрессовой ситуации - как, например, специалисты по слиянию и поглощению, - представляют собой выгодную партию, брак которой заключается на бизнес-небесах.

На тренингах в компаниях часто устраиваются учебные ситуации - например, для участия в проекте формируется смешанная или однополая рабочая группа. Создавайте команды любого состава, но сначала расскажите им о гендерных различиях. У вас есть четыре варианта. Будут ли смешанные команды из мужчин и женщин работать лучше? Покажут ли группы, прошедшие подготовку, лучший результат, чем неподготовленные? Останутся ли эти результаты постоянными, скажем, через полгода? Возможно, обнаружится, что разнополая команда работает продуктивнее. По крайней мере, при таком развитии событий мужчины и женщины будут иметь равные права при принятии решений за столом переговоров.

Можно создать такую рабочую среду, в которой гендерные различия будут замечены и оценены. Если бы это было сделано раньше, возможно, сегодня больше женщин занимались бы наукой и инженерным делом. Мы могли бы разбить «стеклянный потолок »* и сэкономить компаниям много денег. И даже помогли бы сохранить работу президенту Гарвардского университета.

*«Стеклянный потолок» - термин, принятый в американском менеджменте в начале 1980-х годов для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщины по служебной лестнице. Прим. ред.

Резюме

  1. У мужчин одна х -хромосома, а у женщин - две, несмотря на то что одна из них резервная.
  2. Генетически женщины устроены сложнее, так как активные х -хромосомы клеток представляют собой набор из материнских и отцовских клеток. Мужчины получают х -хромосомы от матери, а в y -хромосоме содержится менее 100 генов, в то время как х -хромосома несет около 1500 генов.
  3. По структуре и биохимическому составу мозг женщины и мужчины различен - например, у мужчин миндалина крупнее, и они быстрее вырабатывают серотонин. Однако неизвестно, существенны ли эти различия.
  4. Мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: женщины задействуют миндалину левого полушария и запоминают детали эмоций. Мужчины используют миндалину правого полушария и воспринимают суть проблемы.
© Дж. Медина. Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
© Публикуется с разрешения издательства

Для тех, кто не связан глубоко с психологией хотелось бы сначала расшифровать термин гендер. Он обозначает прежде всего психологический пол человека и относится к поведению, которое считается общепринятым в контексте данного общества или культуры для мужчин, либо для женщин.

Это может быть как связано, так и не связано с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует.
Если рассматривать отношения в мужском обществе, то очевидно, что они представляют собой вертикальную, иерархическую структуру. Поэтому то, что важнее находится выше и является более ценным. Ярко это проявляется в армейской иерархии, в построении карьеры на гражданской службе, борьба идет за то кто главнее, кто круче. Чем выше мужчина находится на лестнице иерархии, чем большими ресурсами располагает, тем лучше может обеспечить семью. Что, как было отмечено выше, соответствует главным гендерным стереотипам и повышает его самооценку как в собственных глазах, так в социуме. Иерархия может быть и по уровню мастерства, она может быть ситуативной, например, на работе главный - это начальник, а на отдыхе главнее становиться человек с опытом туризма. В мужской иерархии идет бой за первенство. Уже в детстве это проявляется в том, что мальчики строят домик из кубиков кто выше, (девочки чаще в ширь), взрослые мужчины строят высотки.

Для женщин характерна горизонтальная структура, которая измеряется расстоянием. Расстоянием измеряется и степень близости, те, кто важнее находятся близко. Близость женщина воспринимает буквально: если человек близок, он должен быть реально рядом. Женщины, как правило, общаются между собой на равных. В связи с горизонтальной структурой восприятия для женщин характерна борьба за территорию. (Вдвоем с мужчиной они покрывают весь объем.) (Ю.Зотова).

Гендерные различия зачастую препятствуют взаимопониманию.
Так мужчины проецируют на женщин свое мироощущение, которое не имеет к ним отношения. На их взгляд она хочет с ним конкурировать, хотя женщина в этой плоскости не живет. Если женщина хочет приблизиться – мужчина думает, что она его подавляет, хочет руководить, т. к. он ориентируется на вертикаль, кто круче. Отсюда возникает не понимание и конфликты.
Так как мужчина настроен на вертикаль, он имеет четкие границы, женщина же распространена в пространстве, ее границы для нее самой не определены. Она ведет сложные игры по поводу границ.
Гендерные различия проявляются еще и в том, что у мужчин (если рассматривать в общем, так как из всех правил есть исключения) самооценка в два раза выше, чем у женщин. Мужчины внешне больше принимают себя, чем женщины.

Ю. Зотова объясняет это тем, что если у женщины рождается девочка, то она ей несет посыл, что она, такая как я, ничего особенного. Мать как первое зеркало для женщины: «я ничего особенного не представляю». Поэтому женщины используют косметику. У женщины есть дырка в самооценке. Когда женщина рожает мальчика, у нее возникает ощущение, что она родила нечто не похожее на себя.

Возможно, как раз в результате такой заниженной самооценке женщина в своей жизни нуждается в поддержке, ей нужен сторонний ресурс. Невозможность на себя опереться порождает в женщине нерешительность.
Мужчина же соответственно в силу своей я-концепции может опираться на себя. Он может рисковать. Считается, что природа ставит эксперименты именно на мужчинах.
В силу гендерных особенностей табу у мужчин - слабость и чувства, (слабость, как он понимает, в любом виде: я не могу, не знаю, не умею), у женщин гендерное табу на проявление агрессии.
Интересные данные по мироощущению обоих полов приводит Ю.Зотова. Женщина по своему мировосприятию чувствует себя вечной, мужчина конечным. Женщина, производящая из себя ребенка и сама родившаяся таким же образом, распространяет себя и в прошлое и в будущее до бесконечности. Это на психофизиологическом, не осознаваемом уровне. Мужчина он как бы и участвует в рождении ребенка, но нет соединенности с этим, нет определенности, поэтому для мужчины сложнее тема смерти.
В результате этого женщина может откладывать любые решение, дела на потом, она думает, что можно будет переделать, исправить, женщине поэтому легче принять решение, ей кажется, что в запасе целая вечность, можно ошибиться, можно передумать, поменять решение.
Мужчина выбирает все как последнее в жизни. Так как решение дается с трудом, многие отказываются от этого механизма, отказываться выбирать, позволяют происходить тому, что происходит, это перестает быть частью его жизни. И тогда то, что мужчина обещает, ничего не значит. Но тогда у него рождается ощущение, что все не по настоящему, не серьезно, пропадает ощущение реальности жизни. Когда женщина постоянно меняет решение, то мужчину это выбивает из равновесия. Мужчины более ответственны, так как настоящая жизнь - это конечный выбор. Женщина редко выбирает, а жизнь настоящая, когда выбор тотален. Такая ответственность, тотальность выбора для мужчины большой груз, который подрывает его здоровье, поэтому они живут меньше, чем женщины.
Интересный взгляд на у И.Романца. Он считает, что мир мужчины состоит из секторов. Женщина в его мире не в центре. Если мужчина перестает чем то заниматься, то этот сегмент выпадает, и освободившееся время и место либо перераспределяется, сливаясь с другими, либо заменяется. Потеря любого куска травматична для мужчины, маленький выпавший сегмент восстановить легче, чем большой. У женщины «Я» в центре жизни, остальное как пицца. Характерно отсутствие структуры. Мир женщины на его взгляд - спонтанность. Акцент она делает на мелких деталях.

Каким образом можно применять знания о гендерных различиях психологу в своей работе.

Все эти особенности необходимо учитывать в работе психологу –консультанту. Так по данным, приводимым Т. Бендас пациенты психотерапевтов также отличаются: женщины чаще говорят о проблемах, связанных с интимными взаимоотношениями с близкими людьми, а мужчины - о неудовлетворенности в общественной жизни (Flordh, 2000).

Работая с женщиной клиентом, учитывая ее горизонтальную ориентацию следует ожидать, что будут возникать «территориальные разборки». Женщины часто опаздывают, у нее, как правило, бывает много вариантов, из которых ни один не будет реализован. Поэтому работая с женщиной- клиентом нужно инициировать ее на конкретные действия. При общении с женщиной-клиентом консультанту рекомендуется позиция сверху или на равных.
Мужчине-клиенту важно транслировать, что не каждая его ошибка смертельна, не каждое решение конечно и не подлежит пересмотру. Двери, которые он считает закрытыми и считает, что обратной дороги нет, как правило только кажутся таковыми, и есть вероятность возвращения. При работе с мужчиной –клиентом женщине и мужчине –консультанту следует вести себя по-разному. Мужчине –консультанту нужно держать авторитетную позицию сверху. Женщина-консультант, которая работает с мужчиной клиентом, должна использовать подстройку либо снизу, либо сбоку. Ее позиция - инструмент для решения задачи, иначе мужчина слушать не будет. Исключение психологически молодые мужчины, с которыми женщина консультант с большим опытом может работать с материнской позиции. Темы, затрагивающие инициацию, сепарацию, взросление мужчины лежат в сфере работы мужчины консультанта. Потому что это касается социального доминирования, вертикальной структуры, а эта область лежит вне женской компетенции. Здесь для мужчины нужен авторитет.
В связи с тем, что на мужчину в обществе оказывается сильное социальное давление и он всем должен, то не стоит это еще усугублять, поэтому при мужчине не надо говорить слова «проблема», « травма», лучше «задача».
Так как мужчину интересуют прежде всего факты и действия, то в работе с ним консультанту нужно четко структурировать сессию. Поскольку для женщины важны в первую очередь чувства и слова, то ей не важна структура, ей важно сколько она пережила. Для женщин важен процесс, для мужчин - результат, поэтому мужчина должен уйти с консультации с решением, женщина с переживанием.
Чтобы компенсировать то, что женщине трудно себя организовать, что она все откладывает на потом из-за ощущения своей бесконечности и ничего не делает, хорошо для нее вводить в сессию упражнения с реальным опытом. Женщины любят делать что- нибудь руками, ощущать, проигрывать, поэтому в упражнениях для женщин можно использовать материальные предметы: ленточки, камушки, рисовать ит.п. либо какие-либо действия.
Мужчина может все представить в голове. Он мыслит абстрактными понятиями, женщина - конкретными. Женщине хорошо разбирать историю на конкретном примере, как у нее было. Мужчине, нужно дать теорию, про пример он сам сообразит, ему нужно обобщить. Женщины идут от конкретного случая к общему, мужчины от общего к частному.
Так как область чувств у мужчины лежит в сфере гендерного табу, то консультанту не стоит говорить с ним о чувствах. Можно выйти из положения либо тем, что четко не называть их, либо предлагать варианты, чтобы он выбрал, либо чувствовать через соматический резонанс, что с ним происходит.

В работе с клиентом- мужчиной недопустимо сомневаться в его мужской силе, женщине говорить что либо по поводу материнской компетентности, тема допустима только если важна для запроса.
Мужчине не нужно стараться помочь, это в его глазах делает его слабым. Только помогать решать, разбираться, служить рабочим инструментом в решении поставленной задачи.

Полоролевая идентичность как мужская, так и женская формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в управлении, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» и «женских» ролях в управленческой деятельности довлеют среди значительной части населения.

Типично мужской образ, описанный еще в 1960-е годы, сохраняется до сих пор и включает набор черт, связанных с мужской компетенцией, рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский - с социальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональной поддержкой.

В последние десятилетия произошли существенные изменения в позитивном направлении по участию женщин в руководстве не только предприятиями, но и в управлении государством. Так на управленческих местах в семидесятые годы 20 столетия в США было 16% женщин, а уже в девяностые их стало до 40%. По мнению психологов в настоящий период происходит снижение половых различий при занятии руководящих должностей женщинами из-за усиления процессов самоактуализации Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

Проблема учёта гендерных различий в управленческом процессе возникает чаще всего в предвыборный период. Различия между мужчинами и женщинами исследователи проводят по пяти основным направлениям.

1. Различия на генетическом уровне. У мужчин доминирует правое полушарие, которое отвечает: за распознавание зрительных и музыкальных образов; за сознательную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладает оперативная память и нестандартность мышления. Мужчины являются носителями изменчивости. У женщин более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за интуитивную ориентацию в пространстве; за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, доминирует долговременная память и консервативность мышления. Они являются носителями наследственности.

2. Различия на физическом уровне. У мужчин большая масса тела и большая физическая сила. Мужской тип руки отличатся более короткими и утолщенными пальцами; указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии). Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется). У него доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали. Мужчина изучает в первую очередь окружающую среду и объекты, с которыми контактирует. Предпочтение отдается практическим действиям перед вербаликой.

У женщин меньшая масса, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки характеризуется тонкими и удлинёнными пальцами, указательный палец длиннее безымянного (как элемент женской асимметрии). Женщины быстрее развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны при работе с предметами; у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие у женщин происходит по горизонтали. Женщины изучают в первую очередь себя и своё окружение, и у них сильная тяга к вербальной деятельности.

3. Различия на когнитивном уровне. У мужчин доминирует качественный подход к изучению нового материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Им свойственны широкий полёт фантазии и бесшабашность, большая тяга к абстрагированию и философствованию. Преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность. Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.

Женщинам свойственна стройность и чёткость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность, большая конкретность мышления, аналитический подход, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе. Наблюдается пристрастие к монологу и повествованию, расчётливость. У женщин ниже скорость концентрации внимания, в критических ситуациях они часто теряются. У них более развиты эстетические способности и способности к языкам. Они раньше различают цвета и оттенки, прочнее овладевают трудовыми навыками, учатся более ровно.

4. Различия на психологическом уровне. У мужчин быстрая реакция на взаимодействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с трудом, а иногда и через резкое действие. Они более логичны и склонны к общению. Мужчины чаще впадают в состояние аффекта, а их чувства более драматичны. Мужчина более индивидуален по своей природе. Самохарактеристика его более объективна, так как анализируются реальные события и явления. У многих наблюдается относительно небольшой словарный запас и объём кратковременной памяти, но в то же время они обладают творческим характером мышления.

У женщин адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слёзы). Они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы. Полагаются больше на интуицию, склонны к анализу и чаще находятся во власти настроения. Чувства у них более оптимистичны. Самооценка у них субъективна, так как упор делается в основном на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты. Обладают хорошим объёмом кратковременной памяти и неплохим словарным запасом. У женщин более высокие показатели развития внимания: изобразительность, объём, переключаемость.

5. Различия на уровне общения (коммуникативный компонент). Мужчины воинственны и более агрессивны, чаще проявляют твёрдость и суровость; более постоянны в дружбе и своих привязанностях; более в своих действиях, любят риск, способны к работе с элементами риска, с нестрогой программой действий. Наблюдается резкое чередование активности и пассивности, проявляется больше властности и дерзновения, стремления руководить: они подчиняются с трудом. Мужчинам присущ дух соревнования в силе, ловкости и уме. Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; интерес к самоутверждению в своей профессии на личностном уровне. Противоположный пол - цель, а не средство (актуализация на своих проблемах и возможностях). Чаще всего отмечается неустойчивость интересов и склонностей в период полового созревания.

Женщина сострадательна и более человеколюбива, чаще проявляет большую нежность и заботу. Склонна к переменам и разнообразию в общении. Более осторожна и осмотрительна в деятельности, обладает способностью, к тонкой, однообразной работе (сборка часов, вязание и т.п.). Наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям; большая старательность и послушание, и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Женщинам присущи соревновательность в овладении вниманием противоположного пола; культ красоты и женственности с детства. У них чаще проявляется любовь к легкой атлетике, танцам и т.п. Высок интерес к самоутверждению среди себе подобных на межличностном уровне. Противоположный пол средства для достижения своих целей. Женщина устойчива и настойчива в своей женской роли и своём предназначении с детства Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

Всё вышеизложенное является доказательством того, что между мужчиной и женщиной существуют реальные различия, но они никак не учитываются при проведении предвыборной компанией кандидатами в органы власти.

Проведенные исследования показывает, что женщина-предприниматель, например, с доминантой по мужскому гендеру легче общается с мужской аудиторией, а мужчина с доминантой по женскому гендеру легче контактирует с женской аудиторией или с женской частью смешанной аудитории. Так, например, до распада СССР мы видели в органах власти женщин, которых можно отнести к мужскому гендеру. Для получения места во властных структурах как мужчинам, так и женщинам было необходимо пройти комсомольские коридоры в которых шёл в основном бессознательный отбор маскулиннх женщин. За тем их назначали третьими секретарями райкомов или горкомов партии.

После распада Союза, в период становления рыночных отношений женщины, имеющие мужской гендер стали заниматься предпринимательством и многие из них получили позитивные результаты, а вот в политической карьере, т.е. в избрании их на выборные должности, совершенно противоположные результаты и до сих пор. Проведённые исследования женских движений в городе Челябинске и их членов показывает, что они в основном имеют мужской гендер, а в период предвыборной и выборной кампании они обращаются к женской аудитории и пытаются провести свои предвыборные программы через женщин, имеющих феминные качества личности, что негативно влияет на результаты выборов.

Кроме того, следует отметить, что женщине труднее пройти во власть не только по вышеперечисленым причинам, но и потому что со времён Гиппократа женский пол ассоциировался с неизвестным, мистическим и опасным. Подобные верования приписывали женщинам иррациональность, неразумность, что приближало их к описанию психически и умственно больных или нестабильных.

В средние века представления о женском сумасшествии проявилось в известной «охоте на ведьм»: христианская церковь преследовала и сжигала на кострах женщин, отличившихся чем-либо или случайным образом отобранных в связи с их «ненормальностью». Достаточно было женщине быть более активной, чем предписывалось в те времена, или защищать какую-либо идею, и тут же её клеймили как еретичку или сумасшедшую Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей.

На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что женщине труднее пройти во властные структуры, но прохождение в органы власти по нашему мнению может осуществляться по нескольким направлениям. Во-первых, это способность женщины оценить себя по доминантному гендеру и широко использовать свои коммуникативные способности при прохождении во власть.

Во-вторых, необходимы изучение и отработка методов и приёмов при коммуникации с тремя видами коллективов: мужском, женском и гетерогенном. Так при общении в мужских коллективах использовать примеры на рациональную и доказательную сферу, а при выступлениях перед женскими аудиториями оказывать воздействие на эмоциональную сферу слушателей.

В-третьих, важно продумывать содержательную часть выступления, а для этого желательно провести социологические исследования по потребностям и запросам электората, проживающего на территории, где будут проходить выборы.

В-четвёртых, необходимо всестороннее изучение опыта и специфики всех предыдущих избираемых на этом участке представителей власти.

В-пятых, желательно хорошо знать все пять направлений ваших оппонентов (на генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и коммуникативном уровнях). С целью эффективного использования их в предвыборной работе.

В-шестых, для снятия женской «ненормальности» использовать гендерно-ориентированные стороны при выступлениях в СМИ, а также хорошо знать свое поведение перед слушателями.

Указанные выводы необходимо использовать в рамках предвыборной программы партий для привлечения к участиям в выборах женской части населения страны.