Стадии, факторы и механизмы социализации человека. Воспитание как институт социализации. Социальное воспитание Развитие социальных институтов

Проблема соотношения процессов социализации и самовоспитания внутри целостной системы воспитания является центральной в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская (личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития) и социоцентристская (личность существует и имеет значение как элемент общества, значимость которого - в степени вклада в него). Таким образом, говоря об основных видах воспитания, в одном случае акцент делается на индивидуальные, в другом - на общественно значимые цели и ценности.

Очевидно, эти крайние позиции не могут обеспечить воспроизводство социальной гармонии в современном обществе.

Воспитание, как один из центральных при воспроизводстве социокультурного процесса видов деятельности, предполагает учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в культуре, обновить социокультурное пространство).

Наиболее общим понятием по отношению к «воспитанию» выступает «социализация ».

Существуют два основных подхода к интерпретации социализации как явления . Сторонники так называемой жесткой социализации , представители школы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную систему. Здесь анализ социализации опирается на понятия «адаптация», «конформность», «равновесие».

Их оппоненты, сторонники «нового гуманизма », социализацию видят как деятельность личности по развитию своих способностей и потенций на основе критического разбора предлагаемых обществом стереотипов. Соответственно здесь успех социализации означает преодоление личностью тех элементов среды, которые мешают ее самореализации, «самоутверждению».

На процесс социализации влияет ряд факторов , которые объединены в следующие группы:

Мега-факторы (космос, планета, мир);

Макро-факторы (страна, общество, государство);

Мезо-факторы (типы поселений; условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; место и тип поселения; принадлежность к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации);

Микро-факторы (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание).

Выделение групп факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации . К ним относятся:

Традиционный (через семью и ближайшее окружение);

Институциональный (через различные институты общества);

Стилизованный (через субкультуры);

Межличностный (через значимых лиц);

Рефлексивный (через переживание и осознание).

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека, к которым можно отнести:

Способы вскармливания младенца и ухода за ним;

Язык и речь агентов социализации;

Формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

Окружающие человека продукты материальной культуры;

Элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

Стиль и содержание общения в семье, группах сверстников, воспитательных и иных организациях;

Методы поощрения и наказания в семье, группах сверстников, воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

Последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Социология воспитания рассматривает воспитание в широком и узком смыслах.

В широком смысле социология воспитания рассматривает воспитание как функцию общества, обеспечивающую ее развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп.

Воспитание в узком смысле - процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках социальных институтов с целью ее подготовки к выполнению определенных социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики и на различных ролях, в различных ролевых композициях.

Субъектами воспитания могут выступать как отдельные личности, так и социальные группы, понимаемые в самом широком смысле этого слова (семья, организация, социальный институт и т. д.).

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов.

Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Основы институционального анализа воспитания в рамках структурно-функциональной парадигмы были заложены Э. Дюркгеймом.

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни - явные и латентные .

Наиболее общими явными функциями воспитания являются:

Планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

Подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

Обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп;

Сохранение накопленных культурных ценностей, их передача, обогащение и пополнение (культурологическая);

Накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений (духовное воспроизводство);

Создание возможностей для получения всеми слоями населения профессиональной подготовки и переквалификации в зависимости от изменений рынка труда (профессионально-экономическая);

Формирование установок на создание семьи, рождение и воспитание детей, готовности и способности жить в браке (подготовка к семейной жизни).

Латентные функции воспитания многочисленны и различны в зависимости от типа и культуры общества. Вместе с тем следует отметить существование всеобщих латентных функций: социальная и духовно-ценностная селекция членов общества, их адаптация к меняющейся социальной ситуации, ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом.

Для выполнения своих функций социальный институт воспитания имеет необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность (учреждения образования разных уровней и органы управления ими).

Кроме того, институт воспитания обладает необходимыми ресурсами: личностными; духовными (ценности и нормы); информационными, финансовыми, материальными (инфраструктура, оборудование, методическая литература и др.).

Основные реально существующие противоречия , требующие осмысления с позиции социологического анализа воспитания:

Настоятельная потребность общества в использовании консолидирующего потенциала воспитания и его неэффективной реализации в силу неопределенности (размытости) его нормативно-ценностного содержания;

Потребность в государственной идеологии развития культуры и воспитания граждан и ее отсутствие в ситуации нормативно-ценностного кризиса;

Необходимость развития духовной сферы общества и отсутствие социального идеала как ее системообразующего фактора;

Противодействие воспитанию как управлению социализацией, осуществляемому институализированными структурами (семьей, школой, церковью), стихийному влиянию неинституализированного социокультурного пространства;

Нарастание культурных девиаций в обществе и слабая степень влияния воспитания как механизма культурной социализации на их профилактику и преодоление;

Принятие государственных программ по молодежной политике и отсутствие социальной регуляции и контроля их выполнения.

Образование - это совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний. Сторон­ники структурного функционализма делают акцент на анализе его основных функций. Это хорошо видно из определения образова­ния, сформулированного Э. Дюркгеймом. Французский социолог под образованием понимал то влияние, которое оказывается взрос­лым поколением на тех, кто еще не готов к социальной жизни. «Его цель - вызвать и развивать в ребенке некоторое число физи­ческих, интеллектуальных и моральных качеств, требуемых от него как политическим сообществом в целом, так и особой группой, к которой он определенным образом предназначен».

Существенный вклад в исследование феномена образования был сделан Т. Парсонсом, который обращал внимание на селек­тивную роль школы. Любое учебное заведение, оценивая успехи и способности учащихся, предопределяет их будущие социальные статусы. Особенностью образовательных учреждений выступает манера общения между педагогом и учениками. Большое количе­ство учеников в классах, множество учебных дисциплин и специ­алистов, их преподающих, препятствуют установлению личных от­ношений между учащимся и преподавателем. Ученики начинают воспринимать своих наставников не как личности, а как функции. Тем самым осуществляется подготовка вступающего в социальную жизнь поколения к восприятию социальных ролей и ролевого по­ведения.

Содержанием роли учащегося являются ожидания роста ин­теллектуального уровня, знаний и квалификации. Поощрение учи­телем стремления к росту образованности порождает дух сорев­новательности в учебной группе. Однако почти в любом классе есть плохо адаптированные к подобным ожиданиям учащиеся. Они демонстрируют низкие результаты и антиинтеллектуальныеустремления. Так возникает структурная дифференциация в среде учащихся. Происходит приобщение к позитивным и негативным санкциям, привилегиям и дефициту ресурсов.

Специфическую роль в системе образования, по Парсонсу, иг­рают университеты. Они способствуют освоению профессиональ­ных ролей, воспроизводству профессиональных школ и соответст­вующих им субкультур, развитию теоретического и прикладного знания.

Наиболее общими функциями образования американский со­циолог считал академическую, дистрибутивную, экономическую и политическую социализации.

Академическая функция сводится к формированию универ­сальных познавательных навыков освоения нового знания. Дистри­бутивная функция заключается в подготовке индивидов к выпол­нению ролей в системе общественного разделения труда и кон­курсном отборе наиболее способных и талантливых к выполнению наиболее сложных и престижных ролей. Экономическая функция заключается в подготовке через систему образования квалифици­рованной рабочей силы. Функция политической социализации сво­дится к усвоению норм и ценностей, способствующих поддержа­нию существующей социальной системы и ее интеграции.

Центральный элемент образовательного процесса - образова­тельное знание. Этот специфический вид знания, передаваемый преподавателем и усваиваемый учащимся, не является в полной мере научным, поскольку выступает в упрощенной и адаптиро­ванной форме. Образовательное знание преследует цель социали­зирующего воздействия и потому включает в себя мировоззрен­ческий компонент. Подчеркивая этот аспект системы образова­ния, немецкий социолог К. Манхейм писал: «Образование может быть правильно понято лишь тогда, когда мы будем рассматривать его как один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля».

Сторонники конфликтного направления задаются вопросами о том, какие группы контролируют образовательные процессы и какие цели они при этом преследуют; каковы принципы форми­рования образовательных программ; по каким критериям из ог­ромнейшего объема знаний отбирается необходимый учебный ма­териал. Некоторые социологи считают, что образование включаетне только трансформацию и усвоение знаний, но и их «пассивное потребление», некритическое восприятие существующего соци­ального порядка; вырабатывает конформистский тип поведения, уважение к дисциплине, авторитету, иерархии. Такой результат до­стигается не преднамеренно, а стихийно, благодаря установлен­ным процедурам и регламентации.

Образование открывает значительные возможности для само­реализации личности. Футурологи утверждают, что главной целью системы образования XXIв. станет развитие личности. Интересны принципы глобального образования, сформулированные Р. Хэнви:

    формирование широкого мировоззрения, позволяющего осоз­нать бесконечное многообразие мира и признать равноправными различные взгляды на мироустройство;

    формирование понимания глобальных проблем. Каждый дол­жен осознать взаимозависимость людей в глобальном сообществе, влияние социума на каждого человека и каждого человека на со­циум;

    воспитание толерантности к другой культуре, способности к межкультурному взаимодействию и диалогу различных культур;

    выработка системного мышления, умения видеть за различ­ными частями целое, а за целым - богатство и разнообразие его внутреннего содержания и взаимосвязей;

    выработка умения выявлять смысл и мотивы любой деятель­ности.

Структуру образования составляют учебные заведения, соци­альные роли учителя и ученика, администратора и организатора в области образования, учебный процесс как вид социокультурной деятельности и социализации. В качестве специфических норм вы­ступают стандарты необходимого объема знаний для каждого уровня и каждой формы образования. Механизмами социального контроля в сфере образования служат экзамены, собеседования, письменные и -практические работы, тестирование учащихся, по результатам которых оценивается результативность интериоризации образовательного знания.

Специфика системы образования, его нормы и формы зависят от национальных культурных форм, определяются национальны­ми и историческими традициями каждого сообщества.

Из истории социального воспитания

В процессе исторического развития в любом обществе воспитание проходит свой собственный путь становления.

  1. Ранние этапы развития человечества. Специального периода, подготавливающего к взрослой жизни, не существовало. Воспитание и стихийная социализация были тесно взаимосвязаны, синкретичны. Дети активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности (бытовой, производственной, ритуальной) взрослых. Воспитание ограничивалось усвоением житейских правил, жизненно-практического опыта, передающегося из поколения в поколение.
  2. Раннеклассовые общества. Детей начинают специально подготавливать для жизнедеятельности в конкретном социуме. Процесс воспитания выделяется в относительно независимую часть процесса социализации, однако стихийная составляющая этого процесса еще просматривается в развитии разных возрастных групп. Как семейное воспитание, так и зарождающееся религиозное воспитание, было ориентировано на формирование у индивида позитивных, с точки зрения общества, качеств, развитие задатков и способностей, характерных тому или иному сословию. Происходит социальная дифференциация воспитания. Появляются специализированные воспитательные организации (для господствующих сословий).
  3. Средние века. В Европе широко распространяются различные воспитательные учреждения для детей ремесленников и торговцев (гильдейские школы, цеховые или ремесленные школы). Развитие фабричного и мануфактурного производства сопровождается появлением школ для детей рабочих, организовывались школы для крестьянских детей.
  4. Новое время. Становление гражданского общества, развитие промышленности и внедрение капиталистических отношений в сельскую местность повысили требования к подготовке рабочей силы всех сфер общественной и социально-экономической жизни. Развитие системы социального воспитания привело к всеобщему начальному, всеобщему среднему образованию. Подготовка ко взрослой жизни выделилась в самостоятельную сферу. Возникают контркультурные организации в сфере религиозной, политической и социальной жизни проводящие диссоциальное воспитание (криминальные структуры, квазирелигиозные секты, экстремистские организации и т.д.).
  5. Новейшее время. Воспитание реализуется через институты семьи, культуры, религиозные институты, образование (начальное, среднее, высшее). Появляется коррекционное воспитание. Происходит окончательное оформление воспитания в специфический социальный институт. Оно становится специальной функцией государства и общества.

Воспитание как социальный институт

Воспитание как социальный институт появилось для следующих задачь:

  • развития социально-контролируемой социализации;
  • передачи социальных норм и культурных ценностей;
  • реализации социального и коррекционного воспитания.

Замечание 1

Как институт воспитание обладает структурными, более-менее оформленными элементами, имеющими определенные специфические черты в социальном, семейном, диссоциальном, религиозном и коррекционном воспитании.

Структурные элементы социального института воспитания:

  • функции,
  • ресурсы, организации и группы для реализации соответствующих функций;
  • набор социальных ролей;
  • набор санкций (поощрительные, наказывающие, осуждающие).

Замечание 2

Воспитание выполняет в общественной жизни как явные, так и латентные функции.

Общие явные, или осознаваемые функции воспитания:

  • систематическое и последовательное создание условий, обеспечивающих целенаправленное развитие членов общества, удовлетворения ими реализуемых в процессе воспитания или через другие социальные институты, потребностей;
  • подготовка «человеческого материала», адекватного общественной культуре и ценностям, необходимого для устойчивого развития и функционирования общества;
  • гарантия стабильной общественной жизнедеятельности через передачу культурных ценностей, обеспечение преемственности культуры и ее обновления;
  • содействие интеграции гармонизации интересов общества, половозрелых, социально-профессиональных, этноконфессиональных групп и стремлений, действий отдельных членов общества.

Скрытые, или латентные функции воспитания многочисленны и предопределены культурой общества, видом воспитания. Существуют общие скрытые функции:

  • социальный отбор членов общества;
  • адаптация членов общества к изменяющейся социокультурной ситуации.

Функции процесса воспитания

Для реализации функций процесса воспитания необходимы определенные ресурсы, группы и организации. Понятие ресурсы включает:

  • личностные ресурсы субъектов воспитания;
  • различные ценности, которые передаются в процессе воспитания;
  • материальные ресурсы – оборудование, пособия, инфраструктура и т.д.;
  • финансовые ресурсы – частные инвестиции, бюджетные, внебюджетные, доходы семьи и др.

Социальные роли, необходимые для осуществления функций воспитания:

  • различного возраста воспитуемые;
  • воспитатели-профессионалы (воспитатели, преподаватели, руководители творческих объединений, тренеры, социальные педагоги и работники, няни, гувернеры и т.д.);
  • родственники, участвующие в семейном воспитании;
  • руководители, методические и технические специалисты, участвующие в разработке и внедрении различных воспитательных программ на всех уровнях;
  • единоверцы и священнослужители;
  • лидеры тоталитарных и криминальных сообществ.

Социализация — это процесс и результат приобретения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Важнейшим институтом социализации является воспитание — целенаправленное воздействие на человека с целью сформировать у него определенные качества, отвечающие социальному заказу.
✍ К основным видам воспитания можно отнести:
. умственное;
. нравственное;
. физическое;
. эстетическое;
. трудовое;
. правовое;
. экологическое;
. валеологическое.

Виды и системы воспитания, воспитательные организации

✍ Существуют различные системы воспитания и подходы к нему. Можно выделить, в частности:
. системный (целостный) подход — воспитание в совокупности различных его видов, обеспечивающее всесторонность развития;
. антропологический (природосообразный) подход — естественное воспитание, исходящее из природы ребенка и нацеленное на развитие его индивидуальных способностей;
. культурологический подход — воспитание в контексте культуры, с опорой на ее характер и ценности;
. личностный подход — воспитание с опорой на личностные качества ребенка, помощь ребенку в их осознании и развитии;
. деятельностный подход — воспитание, рассматривающее деятельность ребенка в качестве основного средства его развития;
. полисубъектный (диалогический) подход — воспитание, основанное на равноправности позиций педагога и воспитанника;
. этнопедагогический подход — воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.

✍ К институтам воспитания (воспитательным организациям) можно отнести:
. семью;
. дошкольные учреждения;
. школу;
. учреждения дополнительного образования;
. группы, коллективы;
. общественные организации;
. средства массовой информации;
. институты политики, культуры, церкви. Воспитание осуществляется и другими общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением (дискотеки, компании и т. д.).

Лекция, реферат. Воспитание как институт социализации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и “чужой” (влияние родителей, обучение).

Стадии социализации.

В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными.

Доверие - недоверие – грудной возраст;

Автономия - сомнение – возраст 1–2 года;

Инициатива - чувство вины – возраст 3–5 лет.

Трудолюбие - неполноценность – младший школьный возраст (6–11 лет);

Идентификация - диффузия – юность (12–18 лет);

Интимность - одиночество – начало взрослого периода;

Творческая активность - застой – средний возраст;

Умиротворение - отчаяние – старость

Механизмы социализации

В научной литературе выделяют, прежде всего, психологические механизмы социализации.

Одним из первых это попытался сделать З.Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения - исключения, имитации, запрещения, замещения (подстановки), идентификации.

В концепции ролевого поведения Дж.Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание “обобщенного другого” происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли - это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение роли - фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям.

Факторы социализации .

На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии большое значение имеет коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.

Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий - социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это - экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

Воспитание как институт социализации

Полноценный и достойный член общества должен быть хорошо воспитан. Воспитание дает возможность человеку к более обширному познанию мира, знакомит с достижениями человечества, позволяет систематизировать процессы, происходящие в обществе. С самого раннего детства ребенок вступает в сложные отношения с окружающей средой. Повторяя за взрослыми, он овладевает речью, нормами поведения. С развитием школьника возрастает и уровень его ответственности перед обществом, формируются гражданские качества. На этом этапе важно всестороннее развитие и воспитание растущей личности. Необходимо воспитание активной жизненной позиции.