А я читала, что карандаши грызут творческие личности. Почему ребенок грызет ручки, тетради, ногти…? Что сделать чтобы ребенок не грыз ручки

Попадая в детские руки, школьные принадлежности порой находят невероятное применение. Детям по некоторым причинам трудно забыть нехитрый младенческий исследовательский прием. Хотя некоторые взрослые тоже грешат неприглядной привычкой. Встает вопрос: как отучить ребенка грызть карандаши и ручки? Какие причины лежат в основе?

Психологический аспект проблемы

Во-первых, мысль, которая сразу приходит в голову взрослому, взглянувшего на грызущего ногти или другие предметы, ребенка, заключается в том, что он не уверен в себе. Он тщетно пытается размышлять или сосредоточиться над:

  • учебным заданием;
  • услышанной, увиденной информацией;
  • сложившейся ситуацией.

По мнению детских психологов, вредная привычка грызть ручки и карандаши только еще больше отвлекает и рассеивает внимание.

Во-вторых, среди других симптомов состояния ребенка психологи называют нервозность. Чаще дети грызут предметы в положении сидя за письменным столом. Школьники, особенно, в период адаптации на первом году учебы, при смене классного коллектива или учителя, испытывают стрессовый дискомфорт. Нюансы жизни в семье также бывают причиной для возбужденного нервного состояния.

В-третьих, отсутствие интереса может быть ответом на вопрос: почему ребенок грызет карандаши? Аналогичную привычку имеют люди, которые во время скучного разговора или лекции рисуют на полях блокнота, чертят геометрические фигуры.

В-четвертых, возможно грызть пишущие предметы ребенок стал при том, что его отучают то же самое делать с ногтями. Он изменил объект воздействия и выбрал менее пагубное, на его взгляд, альтернативное занятие.

Медицинский аспект проблемы

Временами случающееся с ребенком грызение ручек и карандашей может вызываться чувством голода и инстинктивным поведением потянуть что-нибудь в рот, пусть даже не съестное.

Медики констатируют, что:

  • через загрязненные предметы в детский организм попадают микробы и яйца гельминтов, вызывая тяжелые нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
  • осуществляется нагрузка на формирующиеся зубы ребенка, которая приводит к нарушению целостности зубной эмали, травмированию слизистой оболочки полости рта и десен;
  • в состав материалов, из которых выполнены школьные принадлежности, могут входить экологически опасные химические вещества, попадание в кровь которых является причиной серьезных заболеваний.

Методы борьбы с вредной привычкой

Взрослые должны стараться относиться к проблеме конструктивно, не повышать голоса, не использовать сравнения и эпитеты в разговоре с ребенком. Хвалить и подбадривать за малейшие успехи на пути к победе над собой.

  • Сочинить историю, в которой главный герой грызет ногти и предметы. У ребенка появится возможность посмотреть на себя и свою ненавистную привычку со стороны.
  • Освоить домашнюю игру. При наступлении момента, когда учебная принадлежность оказывается во рту, ребенок должен вслух произнести слова: «Я опять грызу!». Сначала ему забавно будет подмечать за собой. В результате, игра позволит ребенку осознать навязчивость бесконечно повторяющегося действия, не даст привычке утвердиться на всю жизнь.
  • Впечатлительным детям можно рассказать, что от грязи и микробов, которые имеются на кончике колпачка, заводятся гельминты. Рекомендуется не только рассказать, но и показать фотографии, видео, которые легко можно найти в интернете, так как обычные слова, как правило, не действуют.

Следует устранить причины нервозности, проконсультироваться с педиатром по поводу применения гомеопатических успокоительных средств. Можно посетить психолога и воспользоваться эффективными приемами борьбы с неприятной зависимостью, простыми техниками релаксации.

В домашних условиях работают следующие приемы:

  1. Приобрести ручки, которые будет жалко портить или неудобно грызть из-за необычной формы колпачка, например, в виде героя мультфильма.
  2. Отучить ребенка грызть кончик ручки, по совету опытных родителей, помогает наматывание ваты (тряпочки) на него, либо нанесение специального лака против грызения ногтей, который не смывается 3 суток. Возникшие неприятные ощущения во рту вернут сознание школьника к действительности и не предоставят возможность упиваться слабоволием.
  3. Предложить ребенку поменять одну привычку на другую. Вместо вредной — приобрести полезную, например, теребить мочку уха. Там находятся энергетические точки, отвечающие за память и внимание, те виды мышления, столь необходимые в учении.

Анализ причин и применение хитрых методик воспитания поможет взрослым отучить от вредной привычки маленького человека.

В школьные годы мы то и дело замечали, как одноклассники в задумчивости "уплетают" кончики ручки или карандаша. А иногда и сами занимались подобным. При этом голодным никто не был, а вредная привычка обострялась во время решения задач по математике или когда ждали вдохновения на уроке литературы.

У многих детей проблема заходит слишком далеко. Школьники превращаются в настоящих "бобров" и приносят домой огрызки от карандашей и сломанные ручки, у которых откушены колпачки.

Такое поведение специалисты причисляют к неврологическим проблемам. В ряду с погрызанными канцтоварами соседствует привычка сосать палец и грызть ногти. Самое неприятное, что с возрастом, если не принимать мер, рефлекс закрепляется.

Грызть ручки и карандаши - плохо?

Ответ однозначный. Да. Если даже отбросить эстетическую составляющую (а многим просто неприятен человек с такой вредной привычкой), то есть вред и для здоровья. В канцтоварах много химических элементов вредных для приема внутрь. Кроме того, в организм из-за "бобровой привычки" могут попасть микробы и бактерии.

Рассмотрим варианты избавления от "недуга"

Сперва лучше показать "грызуна" неврологу. Ведь психологи утверждают, что для ребенка поход в первый класс по уровню стресса можно сравнить с первым полетом человека в космос.

Ученые, которые изучали эту привычку, сделали вывод, что эта привычка зарождается именно в детстве. Это объясняется тем, что в младенчестве каждый ребенок грызет что-либо. Последнее делается подсознательно - таким образом, малыши справляются с зудом дёсен, когда растут первые молочные зубы.

Если окажется, что серьезных проблем у школьника нет, то можно включать смекалку и действовать. Некоторые мамы советуют обмазывать кончики ручек и карандашей чем-нибудь горьким (например, специальным лаком, который есть в магазине). Некоторые не столь радикально настроенные родители покупают более крепкие ручки, которые погрызть не так-то просто.

Очень часто избавиться от вредных повадок помогают конфеты. Они усыпляют потребность организма сунуть что-то в рот. Прекрасно подойдут леденцы. Правда, на уроке этот способ все же лучше не использовать.

Следите за питанием ребенка. Как бы странно это ни звучало, но на сытый желудок в рот ничего тянуть не хочется.

Есть и еще одно средство, правда, касается оно только карандашей. Как вариант можно покупать карандаши, на кончике которого вставлена резинка. Более мягкий и крошащийся материал грызть не захочется.

Ну и еще один способ. Но он скорее подойдет только взрослым. Попробуйте купить ручку не за 15 или 35 рублей, а дороже. Можно даже шикануть и купить позолоченную ручку или ручку известной фирмы. Вот тут уж точно все желание портить такой деловой аксессуар пропадет.

При написании текста использовались материалы с сайта topauthor.ru

В школьные годы, многие наблюдали как одноклассники то и дело «прилегают» к кончику ручки или карандаша. Вроде никто особо и не голодный, однако, задумываясь над очередным примером, или раздумывая над новым творческим шедевром по литературе, половина класса прям, превращаются в бобров, усердно грызя кончики школьных принадлежностей.

Итак, является ли грызение ручек и карандашей плохой привычкой? Конечно, да. Основные доказательства этого: в школьных принадлежностях много химических элементов вредных для здоровья; школьная привычка зачастую перерастает в «бобровую» зависимость. В современной жизни, эта дурная привычка, может привнести много негатива и неприятностей на работе, или просто в общественном месте. Именно поэтому от этой привычки лучше избавляться и чем раньше, тем лучше.

Рассмотрим несколько вариантов избавления от этой детской, но от того не менее вредной привычки. Между прочим, ученные, которые изучали эту привычку, пришли к выводу, что "бобровая" привычка, зарождается именно в детстве. Само ее существование объясняется, тем, что в младенчестве, каждый ребенок грызет что-либо. Последнее делается подсознательно - таким образом, дети чешут десна, в момент роста первых-молочных зубов.

Очень часто избавиться от «бобровых» повадок помогают конфеты. Они усыпляют потребность организма – сунуть что-то в рот. Да, главное если вы хотите «заживать» эту проблему, то используйте только карамель, а еще лучше леденцы. Последнее, вам так же помогут избавиться и от табачной зависимости, в случае если вы курите, и хотите избавиться от привычки, отравлять свои легкие.

Еще, пожалуй, самое действенное средство – правильно, то есть полноценно и во время питаться. Обязательно завтрак и обед. Не забываете, если вы грызете, школьные принадлежности, то наносите такой же вред когда жуете жвачку (эта другая тема). Сытый желудок, зачастую спасает, от порою не осознанного делания чего-нибудь погрызть.

Если же, не один из вышеприведенных вариантов вам не помогли, стоит попробовать еще один, можно сказать радикальный способ. Пожалуй, самое действенное это смазать/пропитать кончики всех карандашей и ручек, которыми вы пользуетесь каким-нибудь горьким, но не пахучим веществом. Да, и будьте аккуратны, что бы, не навредить себе еще больше, или попросту отравиться. Поверьте, при первой же, попытке погрызть горький кончик карандаша или ручки, у вас мгновение и надолго пропадет желание остаться «бобром».

Есть, и еще одно, правда, что касается только карандашей. Как вариант можно покупать карандаши, на кончике которого вставлен ластик. Поверьте, более мягкий материал, грызть не захочется. А если уж и начнете его грызть, то посплевывая микрочастицы ластика, грызть его вновь вам не захочется.

А вот, если, еще раз вернуться к ручкам, то можно вспомнить и еще один способ избавиться от привычки, которую мы рассматриваем. Попробуйте купить ручку не за 5 или 35 рублей, а дороже. Если есть возможность, приобретите себе позолоченную ручку, или что-то подобное. Проверенно многократно, любители погрызть, не станут кусать ручку делового класса. Человек чувствует, что нужно соответствовать уровню своих аксессуаров, а дурная привычка уходит сама собой.

Тэги: Дети, Психосоматика, Детский психолог, Детский психотерапевт

Почему ребенок до 4 лет дерется?

Как правило, мамы говорят: «Драться нельзя!» или произносят послания, схожие по смыслу, тем самым запрещая выражать злость и агрессивность, возникшие в ответ на нарушение границ ребенка. А как можно выражать - не учат, что впоследствии может привести к глубокому неврозу, и ребенок не научится воспринимать себя целостно.

Важно научить ребенка выражать конструктивно злость и раздражение, оставаясь в контакте с другим. Например: «Я злюсь на тебя за то, что ты отобрал у меня игрушку. Не делай так». Варианты «побей подушку», «порви лист» и т. п. ненадолго снимают возникшее напряжение, но не учат разрешать конфликтные ситуации.

Можно запретить ребенку драться, тогда его злость перейдет в психосоматику или другое девиантное поведение. Очень важно обращать внимание на тип реагирования ребенка и терпеливо обучать выражать разные чувства , чтобы он, повзрослев и столкнувшись с любым нарушением собственных границ, смог сразу спокойно высказать недовольство, а не продолжать внутри себя незавершенный диалог, срываться на близких («подушку») или формировать у себя болезнь.

Ребенок в возрасте 3,5 лет - отражение отношений между родителями. Если в пространстве муж-жена много злости, раздражения, обиды, вины, то ребенок будет нетерпелив в проявлении собственной агрессии, выражая её за себя и за родителей. В таких случаях очень тяжело, почти невозможно, не меняя отношения родителей друг к другу, научить ребенка конструктивному взаимодействию.

«Почему ребенок грызет ручки, тетради, ногти...?»

Многие родители предлагают приобрести красивые ручки или намазать их горчицей...

Ребенок кусает себя, тетради, ручки... ВМЕСТО того, чтобы укусить другого. В его ближайшем окружении есть значимый человек, оказывающий, пусть неосознанно, чрезмерное давление на ребенка. Противостоять этому давлению ребенок не в состоянии в силу возрастных особенностей и семейных правил.

Испытывая одновременно давление и невозможность проявить раздражение, ребенок начинает обвинять себя вместо того, чтобы выразить свою обиду другому. В психотерапии этот механизм прерывания контакта называется ретрофлексия, то есть резкий поворот чувств на себя. Это может проявляться в грызении ногтей, выдергивании волос, расчесывании кожи, заламывании пальцев и т. п. При этом, оставаясь «приличным» для социума, он себя успокаивает и поддерживает. Грызение карандашей и ручек - самый распространенный способ такой самоподдержки.

Что делать?

Определить, кто является постоянным раздражителем. Осознать уровень оказываемого на ребенка давления и контроля и постараться его снизить. Уже одно это внесет значительные изменения в поведение ребенка. Приучайте себя задавать вопросы: «Что интересного было в твоей жизни сегодня?» вместо «Какие оценки получил?» и «Что ел на обед?».

Разрешить ребенку выражать раздражение и обиду в требовательной форме, приучая его четко высказывать свои потребности.

Таким образом, грызение ручек, карандашей, ногтей - часто игнорируемая, но отнюдь не безобидная проблема, которая требует особого внимания родителей.

Тем, кто захочет больше узнать про отношения матери и ребенка рекомендуем почитать:

  • Винникотт Д. Маленькие дети и их матери.
  • Винникотт Д. Пигля.
  • Винникотт Д. Разговор с родителями.
  • Фурманов И. Детская агрессивность.
  • Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев.
  • Боулби Д. Теория привязанности - особенно .
  • Миллер А. Драма одаренного ребенка.

Причина первая: грызет, чтобы сосредоточиться.

Так делают и многие взрослые, только проявления у них менее заметны: старательные работники чаще лишь посасывают кончик ручки или закусывают нижнюю губу. Наверняка именно эта причина побуждает маленького грызуна точить карандаши зубами, если он в целом является спокойным ребенком, ответственно относится к учебе и отличается хорошей успеваемостью. В школу ходит, может, и не с великим удовольствием, но без страха, а пожевывать карандаш продолжает и дома - при выполнении домашнего задания, например. У таких детей привычка грызть ручки выражена не особенно явно - да, кончики письменных принадлежностей слегка исцарапаны и смяты зубами, но не прокусаны до дыр. Если уберете ручку, ребенок, сосредоточившись, начнет покусывать губы или внутреннюю сторону щек. В том случае, когда привычка все-таки раздражает, стоит просто заменить обычные ручки или карандаши такими, которые неудобно или «неинтересно» кусать - из твердого пластика или металла, с резинками или перышками на конце.

Причина вторая: грызет, потому что нервничает.

Такое происходит, когда посещение учебного заведения является для ребенка сильным стрессом - он волнуется, что не справится с задачей, боится, что его будут ругать, переживает, что не понимает темы занятия. Ручки он прогрызает буквально до дыр. Другие признаки, которые указывают именно на эту причину, - общая возбудимость, проблемы с концентрацией внимания, поведением и успеваемостью. Если при выполнении домашнего задания атмосфера вокруг спокойная и доброжелательная, желания тянуть в рот посторонние предметы у ребенка не возникает, а вот в случае лишения возможности грызть ручку в моменты нервного напряжения привычка трансформируется в обкусывание ногтей или других, еще менее подходящих предметов (пеналов и учебников, например). Если запретить и это, существует большая вероятность развития неврозов и тиков. Поэтому единственный правильный вариант действий в подобном случае - обращение к специалисту - неврологу, детскому психологу или педагогу, предмет которого ребенку непонятен.

Причина третья: грызет, потому что скучает.

С таким же успехом может рисовать на полях тетрадки, считать ворон за окном или ковырять в носу, - нужно же чем-то заниматься, пока Мариванна перечисляет 25 признаков осени. В этом случае ребенок не прекращает грызть что попало и в моменты, не связанные с учебой, - перед телевизором, например. Отучать можно, не опасаясь последствий, главное, делать это мягко - без крика и домашнего насилия. С особо впечатлительными хорошо провести беседу, рассказав, где могла побывать ручка до того, как ребенок засунул ее в рот, описав последствия и продемонстрировав фотографии гельминтов. Более толстокожим стоит намазать кончики ручек и карандашей специальным горьким лаком (его используют и в том случае, если ребенок грызет ногти). Можно приобрести ручку, которую будет жалко грызть, - из красивого пластика или с любимым мультгероем.

Часто ребенок даже не осознает, что тянет что-то в рот. Стоит лишь сконцентрировать его внимание, как он сам избавится от «некрасивой» привычки: привяжите или приклейте на кончик ручки что-то непривычное - кусочек ленточки, вату, бумагу. При попадании в рот они будут оказывать на «грызуна» отрезвляющее воздействие и помогут ему контролировать себя. С этой же целью можно поиграть с ребенком в «бобра»: каждый раз, когда что-то оказывается у него во рту, он должен сказать «я снова грызу». Поначалу детям очень смешно, но когда за 10 минут фраза звучит 50-й раз, ребенок сам понимает, что проблема существует и начинает ее решать. Превращаться в бобра никому не хочется.

Есть и еще один простой совет: следите за питанием школьника, ведь на сытый желудок тянуть что-то в рот желания нет.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования