Стадии, факторы и механизмы социализации человека. Воспитание как институт социализации. Социальное воспитание Развитие социальных институтов
Проблема соотношения процессов социализации и самовоспитания внутри целостной системы воспитания является центральной в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская (личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития) и социоцентристская (личность существует и имеет значение как элемент общества, значимость которого - в степени вклада в него). Таким образом, говоря об основных видах воспитания, в одном случае акцент делается на индивидуальные, в другом - на общественно значимые цели и ценности.
Очевидно, эти крайние позиции не могут обеспечить воспроизводство социальной гармонии в современном обществе.
Воспитание, как один из центральных при воспроизводстве социокультурного процесса видов деятельности, предполагает учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в культуре, обновить социокультурное пространство).
Наиболее общим понятием по отношению к «воспитанию» выступает «социализация ».
Существуют два основных подхода к интерпретации социализации как явления . Сторонники так называемой жесткой социализации , представители школы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную систему. Здесь анализ социализации опирается на понятия «адаптация», «конформность», «равновесие».
Их оппоненты, сторонники «нового гуманизма », социализацию видят как деятельность личности по развитию своих способностей и потенций на основе критического разбора предлагаемых обществом стереотипов. Соответственно здесь успех социализации означает преодоление личностью тех элементов среды, которые мешают ее самореализации, «самоутверждению».
На процесс социализации влияет ряд факторов , которые объединены в следующие группы:
Мега-факторы (космос, планета, мир);
Макро-факторы (страна, общество, государство);
Мезо-факторы (типы поселений; условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; место и тип поселения; принадлежность к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации);
Микро-факторы (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание).
Выделение групп факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации . К ним относятся:
Традиционный (через семью и ближайшее окружение);
Институциональный (через различные институты общества);
Стилизованный (через субкультуры);
Межличностный (через значимых лиц);
Рефлексивный (через переживание и осознание).
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека, к которым можно отнести:
Способы вскармливания младенца и ухода за ним;
Язык и речь агентов социализации;
Формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;
Окружающие человека продукты материальной культуры;
Элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);
Стиль и содержание общения в семье, группах сверстников, воспитательных и иных организациях;
Методы поощрения и наказания в семье, группах сверстников, воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;
Последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.
Социология воспитания рассматривает воспитание в широком и узком смыслах.
В широком смысле социология воспитания рассматривает воспитание как функцию общества, обеспечивающую ее развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп.
Воспитание в узком смысле - процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках социальных институтов с целью ее подготовки к выполнению определенных социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики и на различных ролях, в различных ролевых композициях.
Субъектами воспитания могут выступать как отдельные личности, так и социальные группы, понимаемые в самом широком смысле этого слова (семья, организация, социальный институт и т. д.).
Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов.
Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Основы институционального анализа воспитания в рамках структурно-функциональной парадигмы были заложены Э. Дюркгеймом.
Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни - явные и латентные .
Наиболее общими явными функциями воспитания являются:
Планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;
Подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;
Обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;
Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп;
Сохранение накопленных культурных ценностей, их передача, обогащение и пополнение (культурологическая);
Накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений (духовное воспроизводство);
Создание возможностей для получения всеми слоями населения профессиональной подготовки и переквалификации в зависимости от изменений рынка труда (профессионально-экономическая);
Формирование установок на создание семьи, рождение и воспитание детей, готовности и способности жить в браке (подготовка к семейной жизни).
Латентные функции воспитания многочисленны и различны в зависимости от типа и культуры общества. Вместе с тем следует отметить существование всеобщих латентных функций: социальная и духовно-ценностная селекция членов общества, их адаптация к меняющейся социальной ситуации, ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом.
Для выполнения своих функций социальный институт воспитания имеет необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность (учреждения образования разных уровней и органы управления ими).
Кроме того, институт воспитания обладает необходимыми ресурсами: личностными; духовными (ценности и нормы); информационными, финансовыми, материальными (инфраструктура, оборудование, методическая литература и др.).
Основные реально существующие противоречия , требующие осмысления с позиции социологического анализа воспитания:
Настоятельная потребность общества в использовании консолидирующего потенциала воспитания и его неэффективной реализации в силу неопределенности (размытости) его нормативно-ценностного содержания;
Потребность в государственной идеологии развития культуры и воспитания граждан и ее отсутствие в ситуации нормативно-ценностного кризиса;
Необходимость развития духовной сферы общества и отсутствие социального идеала как ее системообразующего фактора;
Противодействие воспитанию как управлению социализацией, осуществляемому институализированными структурами (семьей, школой, церковью), стихийному влиянию неинституализированного социокультурного пространства;
Нарастание культурных девиаций в обществе и слабая степень влияния воспитания как механизма культурной социализации на их профилактику и преодоление;
Принятие государственных программ по молодежной политике и отсутствие социальной регуляции и контроля их выполнения.
Образование - это совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний. Сторонники структурного функционализма делают акцент на анализе его основных функций. Это хорошо видно из определения образования, сформулированного Э. Дюркгеймом. Французский социолог под образованием понимал то влияние, которое оказывается взрослым поколением на тех, кто еще не готов к социальной жизни. «Его цель - вызвать и развивать в ребенке некоторое число физических, интеллектуальных и моральных качеств, требуемых от него как политическим сообществом в целом, так и особой группой, к которой он определенным образом предназначен».
Существенный вклад в исследование феномена образования был сделан Т. Парсонсом, который обращал внимание на селективную роль школы. Любое учебное заведение, оценивая успехи и способности учащихся, предопределяет их будущие социальные статусы. Особенностью образовательных учреждений выступает манера общения между педагогом и учениками. Большое количество учеников в классах, множество учебных дисциплин и специалистов, их преподающих, препятствуют установлению личных отношений между учащимся и преподавателем. Ученики начинают воспринимать своих наставников не как личности, а как функции. Тем самым осуществляется подготовка вступающего в социальную жизнь поколения к восприятию социальных ролей и ролевого поведения.
Содержанием роли учащегося являются ожидания роста интеллектуального уровня, знаний и квалификации. Поощрение учителем стремления к росту образованности порождает дух соревновательности в учебной группе. Однако почти в любом классе есть плохо адаптированные к подобным ожиданиям учащиеся. Они демонстрируют низкие результаты и антиинтеллектуальныеустремления. Так возникает структурная дифференциация в среде учащихся. Происходит приобщение к позитивным и негативным санкциям, привилегиям и дефициту ресурсов.
Специфическую роль в системе образования, по Парсонсу, играют университеты. Они способствуют освоению профессиональных ролей, воспроизводству профессиональных школ и соответствующих им субкультур, развитию теоретического и прикладного знания.
Наиболее общими функциями образования американский социолог считал академическую, дистрибутивную, экономическую и политическую социализации.
Академическая функция сводится к формированию универсальных познавательных навыков освоения нового знания. Дистрибутивная функция заключается в подготовке индивидов к выполнению ролей в системе общественного разделения труда и конкурсном отборе наиболее способных и талантливых к выполнению наиболее сложных и престижных ролей. Экономическая функция заключается в подготовке через систему образования квалифицированной рабочей силы. Функция политической социализации сводится к усвоению норм и ценностей, способствующих поддержанию существующей социальной системы и ее интеграции.
Центральный элемент образовательного процесса - образовательное знание. Этот специфический вид знания, передаваемый преподавателем и усваиваемый учащимся, не является в полной мере научным, поскольку выступает в упрощенной и адаптированной форме. Образовательное знание преследует цель социализирующего воздействия и потому включает в себя мировоззренческий компонент. Подчеркивая этот аспект системы образования, немецкий социолог К. Манхейм писал: «Образование может быть правильно понято лишь тогда, когда мы будем рассматривать его как один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля».
Сторонники конфликтного направления задаются вопросами о том, какие группы контролируют образовательные процессы и какие цели они при этом преследуют; каковы принципы формирования образовательных программ; по каким критериям из огромнейшего объема знаний отбирается необходимый учебный материал. Некоторые социологи считают, что образование включаетне только трансформацию и усвоение знаний, но и их «пассивное потребление», некритическое восприятие существующего социального порядка; вырабатывает конформистский тип поведения, уважение к дисциплине, авторитету, иерархии. Такой результат достигается не преднамеренно, а стихийно, благодаря установленным процедурам и регламентации.
Образование открывает значительные возможности для самореализации личности. Футурологи утверждают, что главной целью системы образования XXIв. станет развитие личности. Интересны принципы глобального образования, сформулированные Р. Хэнви:
формирование широкого мировоззрения, позволяющего осознать бесконечное многообразие мира и признать равноправными различные взгляды на мироустройство;
формирование понимания глобальных проблем. Каждый должен осознать взаимозависимость людей в глобальном сообществе, влияние социума на каждого человека и каждого человека на социум;
воспитание толерантности к другой культуре, способности к межкультурному взаимодействию и диалогу различных культур;
выработка системного мышления, умения видеть за различными частями целое, а за целым - богатство и разнообразие его внутреннего содержания и взаимосвязей;
выработка умения выявлять смысл и мотивы любой деятельности.
Структуру образования составляют учебные заведения, социальные роли учителя и ученика, администратора и организатора в области образования, учебный процесс как вид социокультурной деятельности и социализации. В качестве специфических норм выступают стандарты необходимого объема знаний для каждого уровня и каждой формы образования. Механизмами социального контроля в сфере образования служат экзамены, собеседования, письменные и -практические работы, тестирование учащихся, по результатам которых оценивается результативность интериоризации образовательного знания.
Специфика системы образования, его нормы и формы зависят от национальных культурных форм, определяются национальными и историческими традициями каждого сообщества.
Из истории социального воспитания
В процессе исторического развития в любом обществе воспитание проходит свой собственный путь становления.
- Ранние этапы развития человечества. Специального периода, подготавливающего к взрослой жизни, не существовало. Воспитание и стихийная социализация были тесно взаимосвязаны, синкретичны. Дети активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности (бытовой, производственной, ритуальной) взрослых. Воспитание ограничивалось усвоением житейских правил, жизненно-практического опыта, передающегося из поколения в поколение.
- Раннеклассовые общества. Детей начинают специально подготавливать для жизнедеятельности в конкретном социуме. Процесс воспитания выделяется в относительно независимую часть процесса социализации, однако стихийная составляющая этого процесса еще просматривается в развитии разных возрастных групп. Как семейное воспитание, так и зарождающееся религиозное воспитание, было ориентировано на формирование у индивида позитивных, с точки зрения общества, качеств, развитие задатков и способностей, характерных тому или иному сословию. Происходит социальная дифференциация воспитания. Появляются специализированные воспитательные организации (для господствующих сословий).
- Средние века. В Европе широко распространяются различные воспитательные учреждения для детей ремесленников и торговцев (гильдейские школы, цеховые или ремесленные школы). Развитие фабричного и мануфактурного производства сопровождается появлением школ для детей рабочих, организовывались школы для крестьянских детей.
- Новое время. Становление гражданского общества, развитие промышленности и внедрение капиталистических отношений в сельскую местность повысили требования к подготовке рабочей силы всех сфер общественной и социально-экономической жизни. Развитие системы социального воспитания привело к всеобщему начальному, всеобщему среднему образованию. Подготовка ко взрослой жизни выделилась в самостоятельную сферу. Возникают контркультурные организации в сфере религиозной, политической и социальной жизни проводящие диссоциальное воспитание (криминальные структуры, квазирелигиозные секты, экстремистские организации и т.д.).
- Новейшее время. Воспитание реализуется через институты семьи, культуры, религиозные институты, образование (начальное, среднее, высшее). Появляется коррекционное воспитание. Происходит окончательное оформление воспитания в специфический социальный институт. Оно становится специальной функцией государства и общества.
Воспитание как социальный институт
Воспитание как социальный институт появилось для следующих задачь:
- развития социально-контролируемой социализации;
- передачи социальных норм и культурных ценностей;
- реализации социального и коррекционного воспитания.
Замечание 1
Как институт воспитание обладает структурными, более-менее оформленными элементами, имеющими определенные специфические черты в социальном, семейном, диссоциальном, религиозном и коррекционном воспитании.
Структурные элементы социального института воспитания:
- функции,
- ресурсы, организации и группы для реализации соответствующих функций;
- набор социальных ролей;
- набор санкций (поощрительные, наказывающие, осуждающие).
Замечание 2
Воспитание выполняет в общественной жизни как явные, так и латентные функции.
Общие явные, или осознаваемые функции воспитания:
- систематическое и последовательное создание условий, обеспечивающих целенаправленное развитие членов общества, удовлетворения ими реализуемых в процессе воспитания или через другие социальные институты, потребностей;
- подготовка «человеческого материала», адекватного общественной культуре и ценностям, необходимого для устойчивого развития и функционирования общества;
- гарантия стабильной общественной жизнедеятельности через передачу культурных ценностей, обеспечение преемственности культуры и ее обновления;
- содействие интеграции гармонизации интересов общества, половозрелых, социально-профессиональных, этноконфессиональных групп и стремлений, действий отдельных членов общества.
Скрытые, или латентные функции воспитания многочисленны и предопределены культурой общества, видом воспитания. Существуют общие скрытые функции:
- социальный отбор членов общества;
- адаптация членов общества к изменяющейся социокультурной ситуации.
Функции процесса воспитания
Для реализации функций процесса воспитания необходимы определенные ресурсы, группы и организации. Понятие ресурсы включает:
- личностные ресурсы субъектов воспитания;
- различные ценности, которые передаются в процессе воспитания;
- материальные ресурсы – оборудование, пособия, инфраструктура и т.д.;
- финансовые ресурсы – частные инвестиции, бюджетные, внебюджетные, доходы семьи и др.
Социальные роли, необходимые для осуществления функций воспитания:
- различного возраста воспитуемые;
- воспитатели-профессионалы (воспитатели, преподаватели, руководители творческих объединений, тренеры, социальные педагоги и работники, няни, гувернеры и т.д.);
- родственники, участвующие в семейном воспитании;
- руководители, методические и технические специалисты, участвующие в разработке и внедрении различных воспитательных программ на всех уровнях;
- единоверцы и священнослужители;
- лидеры тоталитарных и криминальных сообществ.
Социализация — это процесс и результат приобретения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Важнейшим институтом социализации является воспитание — целенаправленное воздействие на человека с целью сформировать у него определенные качества, отвечающие социальному заказу.
✍ К основным видам воспитания можно отнести:
. умственное;
. нравственное;
. физическое;
. эстетическое;
. трудовое;
. правовое;
. экологическое;
. валеологическое.
Виды и системы воспитания, воспитательные организации
✍ Существуют различные системы воспитания и подходы к нему. Можно выделить, в частности:. системный (целостный) подход — воспитание в совокупности различных его видов, обеспечивающее всесторонность развития;
. антропологический (природосообразный) подход — естественное воспитание, исходящее из природы ребенка и нацеленное на развитие его индивидуальных способностей;
. культурологический подход — воспитание в контексте культуры, с опорой на ее характер и ценности;
. личностный подход — воспитание с опорой на личностные качества ребенка, помощь ребенку в их осознании и развитии;
. деятельностный подход — воспитание, рассматривающее деятельность ребенка в качестве основного средства его развития;
. полисубъектный (диалогический) подход — воспитание, основанное на равноправности позиций педагога и воспитанника;
. этнопедагогический подход — воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.
✍ К институтам воспитания (воспитательным организациям) можно отнести:
. семью;
. дошкольные учреждения;
. школу;
. учреждения дополнительного образования;
. группы, коллективы;
. общественные организации;
. средства массовой информации;
. институты политики, культуры, церкви. Воспитание осуществляется и другими общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением (дискотеки, компании и т. д.).
|
Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и “чужой” (влияние родителей, обучение).
Стадии социализации.
В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными.
Доверие - недоверие – грудной возраст;
Автономия - сомнение – возраст 1–2 года;
Инициатива - чувство вины – возраст 3–5 лет.
Трудолюбие - неполноценность – младший школьный возраст (6–11 лет);
Идентификация - диффузия – юность (12–18 лет);
Интимность - одиночество – начало взрослого периода;
Творческая активность - застой – средний возраст;
Умиротворение - отчаяние – старость
Механизмы социализации
В научной литературе выделяют, прежде всего, психологические механизмы социализации.
Одним из первых это попытался сделать З.Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения - исключения, имитации, запрещения, замещения (подстановки), идентификации.
В концепции ролевого поведения Дж.Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание “обобщенного другого” происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли - это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение роли - фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям.
Факторы социализации .
На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии большое значение имеет коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.
Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий - социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это - экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.
Воспитание как институт социализации
Полноценный и достойный член общества должен быть хорошо воспитан. Воспитание дает возможность человеку к более обширному познанию мира, знакомит с достижениями человечества, позволяет систематизировать процессы, происходящие в обществе. С самого раннего детства ребенок вступает в сложные отношения с окружающей средой. Повторяя за взрослыми, он овладевает речью, нормами поведения. С развитием школьника возрастает и уровень его ответственности перед обществом, формируются гражданские качества. На этом этапе важно всестороннее развитие и воспитание растущей личности. Необходимо воспитание активной жизненной позиции.