Основные проблемы воспитания детей и способы их решения. Современное воспитание детей: методы и проблемы Развитие ребенка в дошкольный период

Проблемы детей дошкольного возраста - частый камень преткновения родителей на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме.

В данной статье пойдет речь о задачах, с которыми сталкиваются родители в процессе взращивания маленького человека, и вариантах решения.

Основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте

Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:

  • Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
  • Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
  • Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
  • Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
  • Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.

Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.

С какими состояниями родители и психологи работают чаще:

  • Тревожность . Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления - неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
  • Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
  • Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией - проявление заботы, внимания, мягкости.
  • Неадекватная самооценка . Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние -самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.

Проблема общения детей дошкольного возраста

Общение - потребность каждого нормального человека. Это необходимое условие нормального развития маленького человека, в результате которого формируется речевой навык, малыш получает образование. Но существует ряд факторов, под воздействием которых ребенок выпадает из жизни социальной группы, оказывается в психологической блокаде, устроенной сверстниками.

Проблема общения детей дошкольного возраста развивается под воздействием следующих причин:

  • Эгоизм, проявленный малышом, по отношению к остальным ребятам. Результат - проявление равнодушия к нему.
  • Обидчивость проявляется в привычке плакать, ябедничать, выяснять отношения, что постепенно надоедает сверстникам и они игнорируют виновника «торжества справедливости».
  • Пассивность проявляется в отсутствии собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
  • Сильная застенчивость - еще одна проблема формирования детей дошкольного возраста, приводящая к серьезным проблемам в будущем.

Путь решения - диагностика и коррекция детского поведения. В силу того, что родители не проходили обучение на тему «Детская психология» отсутствия соответствующего образования, практического опыта и навыков, родителям тяжело справиться с задачей самостоятельно. Профессиональная помощь в данном случае является необходимостью.

Коллектив французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ» состоит из специалистов международного класса. Кроме фундаментальных знаний специалисты владеют современными методиками работы с детьми от 3 до 12 лет.

Актуальность проблем, возникающих при воспитании детей дошкольного возраста подтверждается практикой психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Бездействие - причина возникновения ряда других психологических расстройств в старшем возрасте.

Не теряйте драгоценное время, помогите своему малышу, заказав консультацию, уже сегодня!

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Основные наиболее типичные вопросы обращения родителей к психологам.

Наиболее многочисленную группу посетителей консультации составляют дети, у которых, как показывает обледование, отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности, связанные с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Мы сталкивались, например, с жалобами родителей на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), плохую память, невнимательность, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», лживость (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т. е. детское фантазирование), слабоволие (а точнее, непроизвольность поведения) и др.

Эти многообразные жалобы нередко (хотя, конечно, далеко не всегда) имеют в основе общую причину: незнание родителями возрастных норм развития. Широко распространенная установка на «всегда послушного» («удобного») ребенка или стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими приводят к завышению требований к детям.

Определенный положительный эффект в таких случаях дает разъяснение особенностей развития в соответствующем возрасте. В ряде случаев, для того чтобы снять у родителей необоснованное беспокойство и тенденцию к предъявлению сверхтребований, оказывается достаточно объективной оценки психологом развития ребенка - обязательно с указанием на сильные и слабые его стороны.

Как уже отмечалось, ряд типичных жалоб родителей возникает, по сути дела, в связи с вполне нормальными («законными») возрастными особенностями психического и личностного развития детей. Например, в отношении детей младшего и среднего дошкольного возраста очень часто звучит недовольство их непоседливостью, невнимательностью, импульсивностью, «отсутствием воли», нежеланием подождать, приложить усилия, проявить терпение, целеустремленность и т. д. В основе всех этих жалоб нередко лежат необоснованно завышенные с точки зрения возрастных возможностей требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже психическими процессами («запомнить», «быть внимательным» и т. д.), неразличение «знаемых» и «реально действующих» мотивов поведения и др. В то же время за такими жалобами могут стоять и вполне обоснованные тревоги: как известно, при задержке умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизме) заметно страдает регуляторная сторона поведения » деятельности ребенка.

В числе специфических для дошкольного возраста проблем мы неоднократно сталкивались, например, с необоснованной тревогой родителей по поводу вполне нормальной для данного возраста увлеченности ребенка игрой и фантазированием. На возникновении подобных опасений, очевидно, сказывается тот факт, что случаи овладения дошкольниками высокими формами развития игровой деятельности в настоящее время становятся действительно нетипичными. Происходят заметное обеднение содержания детских игр и уменьшение их места в жизни дошкольников (несмотря на наличие выраженной игровой мотивации) в связи с недостатком их контактов со старшими детьми - носителями игровой субкультуры, а также слабым вниманием как родителей, так и воспитателей в дошкольных учреждениях к этой важнейшей стороне детской жизни.

Еще одну «острую точку» во взаимоотношениях родителей с детьми младшего дошкольного возраста составляют проявления ими самостоятельности и инициативы, желания «делать все по-своему». Разумеется, в силу общей неумелости детей этого возраста такие проявления чаще всего принимают неадекватный характер и пресекаются взрослыми. В результате эти, по существу, нормальные возрастные особенности (точнее, достижения) ребенка, трансформируясь, принимают форму капризов, непослушания, негативизма и других нежелательных форм поведения. В то же время позитивный опыт проявления самостоятельности и инициативы в раннем и дошкольном возрасте имеет фундаментальное значение для всего дальнейшего развития ребенка, и своевременная консультация родителей и коррекция их воспитательных установок, навыков взаимодействия могут служить средством профилактики значительных осложнений развития эмоционально-волевой сферы ребенка в последующих возрастах.

Практика показывает, что среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др. Современная популярная литература наталкивает родителей на мысль о необходимости уже в дошкольном возрасте определить, «к чему способен» их ребенок (имея в виду конкретную специальность или сферу знаний). Своевременное избавление родственников ребенка от подобных воспитательных заблуждений является немаловажным фактором профилактики серьезных осложнений в развитии его личности.

В дошкольном возрасте активно формируются память, воображение, самосознание ребенка, в том числе такие их аспекты, которые связаны с представлениями ребенка о своем прошлом. Этот процесс, протекая в обычных условиях, как правило, малозаметно или по крайней мере не вызывая особых затруднений, в случаях нетипичных условий развития, например у приемных детей, может стать предметом специального внимания родителей и потребовать совета психолога.

Особый круг проблем возникает в связи с таким важным, но чрезвычайно мало разработанным в возрастной психологии вопросом, как вопрос о ранних этапах формирования характера и, в частности, его акцентуаций. Нам представляется, что в целом ряде случаев в дошкольном возрасте необходимо учитывать раннее обнаружение некоторых черт акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и некоторым другим типам. Профилактические возможности психологического консультирования связаны с тем обстоятельством, что определенные сочетания типа акцентуации ребенка с неправильным воспитанием способствуют психопатическому развитию. Так, например, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи») легко приводит к психопатическому развитию {см.: 52]. Детям, имеющим акцентуацию характера (явную или скрытую), особенно остро требуется индивидуальный подход в воспитании. Опасно, когда родители не знают и не учитывают имеющихся у таких детей зон «наименьшего сопротивления». Соответствующие разъяснения психолога могут способствовать формированию сознательной ориентации родителей на устойчивые особенности характера акцентуированных детей, которая обязательна для предотвращения психологических срывов ребенка и родителей, для их успешного взаимоприспособления.

Самостоятельную группу проблем составляют случаи ускоренного психического развития детей - общего и парциального. Обращения в консультацию по данной причине, как правило, немногочисленны, тем не менее каждое из них ставит перед психологом особую задачу - найти для ребенка такие виды занятий, которые обеспечили бы оптимальную реализацию возможностей его развития. В таких случаях необходимо разъяснять родителям причины и возможные следствия ускоренного развития ребенка, ориентировать их в возможных вариантах «психологической судьбы» обнаруженных у него способностей.

В то же время дети с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем, как правило, особенно трудны и в плане воспитания. Значительной степени выраженности у них часто достигают такие неблагоприятные черты характера и особенности поведения, как повышенная двигательная активность, неорганизованность, беспокойность, агрессивность или, напротив, заторможенность, робость, эмоциональная ранимость и др. В отношении таких детей целесообразно практикозать повторные или систематические посещения консультации родителями, поскольку воспитание в этих случаях должно особенно гибко учитывать особенности детей. Необходима профилактика тенденций к гипо- и гиперопеке. Иначе даже относительно небольшие просчеты в воспитании оборачиваются возникновением новых, дополнительных проблем, превращают ребенка в «трудного во всех отношениях».

Статья по психологии "Проблемы современного воспитания детей"

социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" ст. Новомышастовской
Описание: проблемная статья о вопросах современной ситуации в обществе,связанной с проблемами детства.
Статья рекомендована воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: информационное просвещение родителей и педагогов в вопросах проблем современного воспитания.
Задача: ознакомить родителей и педагогов с проблемной стороной современных подходов в педагогике.

В современном обществе большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей. Гуманистический подход преобладает над остальными подходами в воспитании. На данный момент существует большое количество психологических и педагогических направлений и школ, занимающихся вопросом всестороннего развития ребенка, индивидуального подхода к его воспитанию и социализации. В сравнении с прошлым веком отношение к ребенку в семье, в школе, в социуме изменилось. Ушло в прошлое угнетение детской воли, эксплуатация детского труда. Ученные призывают видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных, стыдят родителей за наказания и порицания ребенка,рекомендуют уделять ребенку больше времени, усиленно заниматься развитием качеств и умений ребенка как можно раньше. Если десять лет назад главным вопросом на форумах молодых мам было: «как справиться с коликами младенца?», то сейчас самый главный вопрос: «как развивать новорожденного, какие игрушки для развития ему купить? Чем его занять?» Рыночная индустрия в данный момент готова удовлетворять самые изощренные запросы родителей в вопросах покупки игрушек для детей. Полки магазинов пестрят от количества развивающих игр и гаджетов, пособий по раннему развитию и обучению ребенка. Во многих рекомендациях ведущих специалистов по педагогике и психологии можно встретить статьи о том, чем скрасить досуг ребенка, чем его занять на отдыхе, как разнообразить будни ребенка и чем его удивить. Родители нашего времени стали больше прилагать усилий в воспитании и развитии ребенка. Но у этих вроде бы на первый взгляд позитивных изменений в вопросах детства есть и темная сторона. Все чаще современные дети подвержены скуке. Детская скука-это беда нашего времени. И позже из этих скучающих детей вырастают взрослые люди, не умеющие радоваться жизни, ожидающие толчка из вне, какого-то внешнего фактора, который даст им повод посмеятся, порадоваться, удивиться чему-то, восхищаться. Почему так происходит? К этому приводит ряд факторов, которые можно наблюдать в нашем обществе. С одной стороны обилие развивающих игр и игрушек тормозят развитие детской фантазии. Уже не нужно выдумывать и воображать ничего,все это есть в магазинах: говорящие куклы, летающие самолеты, стреляющие и ходячие роботы, лающие собаки,выполняющие команды и многое другое. Поэтому для полета фантазии не остается простора, да и смысла тоже. Вторым фактором этой проблемы является отнятое у детей детство! Да,как бы это странно не звучало, но у современных детей меньше детства, чем у предыдущего поколения! Откройте любой справочник по возрастной психологии и посмотрите там- «Что является ведущим видом деятельности в детстве?». Ответ один- игра. Игровая деятельность- главная у ребенка. Через игру ребенок сначала соприкасается с миром предметов, с окружающей действительностью, игра дает ему опыт взаимодействия со сверстниками, познание социальных ролей, помогает проживать трудные ситуации, справляться со своими эмоциями и познавать новое. Игра бережно вводит ребенка во взрослый мир. Да, раннее развитие ребенка, занятие с ним развитием речи, изучение букв, счета, развитие мышления и прочего- все это полезно, но тогда,когда оно не вытесняет игру! Даже когда все это раннее развитие и обучение происходит через игру, оно не должно замещать свободную игровую деятельность, которая направлена на познание жизни. Сейчас родители стараются организовать деятельность своих детей. Занять каждые свободные минуты ребенка: секции, кружки, развивающие центры, занятия с репетиторами и прочее. В прекрасном добром фильме «Полианна» главная героиня, маленькая девочка, после того,как тетя рассказала ей перечень ее занятий на день, задала тете поистине простой, но в тоже время очень точный вопрос: «А когда же я буду жить?» Но в этой ситуации возникает третий фактор проблемы: зависимость от внешней организованности. Дети привыкают к тому, что не надо придумывать себе занятие, не нужно заниматься познанием и исследованием мира. Родители, воспитатели, учителя. Педагоги нацелены на то, чтобы заполнить жизнь детей в полной мере. И не только занятиями, играми и развитием. Но и впечатлениями. Современных детей нужно развлекать, радоваться «просто так» они уже не в состоянии. И чем взрослее ребенок,тем больше нужно прилагать усилий для того,чтобы вызвать у него радость, удивление, восхищение. И во взрослую жизнь он уже приходит скучающим человеком, потерявшим вкус к жизни.

Поскольку родители в семье полностью отвечают за моральную и материальную поддержку детей, их роль очень важна, особенно в первые годы. Они должны обеспечивать безопасность детей и быть хорошим примером для подражания как в психологическом, так и физическом плане.

Содержимое

Проблемы современного воспитания детей , с которыми сталкиваются родители:

  • Родители могут позволять своим детям делать то, что они захотят. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но может привести к психическому стрессу у родителей.
  • В большинстве семей оба родителя работают и часто приходят домой уставшими. И не могут уделить своему чаду достаточно внимания, ребенок может чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.
  • Некоторые родители стремятся сделать ребенка лучше себя и бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Однако они становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей, чтобы принимать какие-либо решения в собственной жизни.
  • Помимо эмоциональной зависимости от родителей, дети могут также чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.
  • Если родители сами плохо справляться со стрессовыми ситуациями, то это так же может негативно повлиять на детей, и они могут приобрести различные страхи не чувствуя поддержки.

Несмотря на эти проблемы современного воспитания , существует несколько научно обоснованных советов, что бы вы вырастили счастливых и хорошо воспитанных детей .

Необходимо понимать ребенка. Многие родители воспитывают своих детей на примере других семей, но каждый ребенок индивидуален, и стиль воспитания, который подходит для одного ребенка, может не подходить для другого. Поэтому метод воспитания зависит от личности. Например, детям, которые плохо справляются со своими эмоциями, может потребоваться больше внимания, в то время как, адаптированный к общественной среде ребенок, может пострадать от чрезмерного контроля.

Необходимо шутить и играть с детьми, это повышает творческие навыки ребенка. Такие детям проще общаться в дальнейшем с людьми.

Очень важно, чтобы родители перестали искать совершенство в своем ребенке или в себе. Такое мышление только усиливает стресс, и снижает уверенность в себе. Надо стараться уменьшить давление, чтобы вы и ваш ребенок могли жить счастливее и спокойнее.

Хорошо известный факт, что родители, которые постоянно выражают негатив, или обращаются грубо с детьми , в итоге получают чрезмерную агрессию от ребенка, увеличивающуюся по мере взросления. Необходимо уменьшить количества гнева в доме, это снизит шансы на серьезные социальные проблемы в перспективе. Теплые, заботливые отношения между матерью и отцом помогают снизить поведенческих проблемы у детей. Подавая хороший пример, родители помогают ребенку создать свои новые, здоровые семейные отношения в будущем.

Не позволяйте родительским обязанностям повлиять на ваши супружеские отношения. Исследования показывают, что родители, страдающие семейными проблемами, способствуют образованию стресса у своих детей, что приводит к бессоннице и другим психическим проблемам.

Дети всему учатся у своих родителей, успешное воспитание требует активного и постоянного духовного, физического, интеллектуального и эмоционального присутствия родителей в жизни ребенка. Чем больше времени тратится на эффективное воспитание ребенка, тем больше шансов, что ребенок будет счастлив в будущем.

Двойные стандарты — мама разрешает, папа нет или наоборот.

Часто в семье по вопросам воспитания детей возникают разногласия. Это случается из-за того, что родители имеют разный взгляд на одну и ту же ситуацию. Мама чаще всего имея более мягкий характер разрешает что-то, а папа запрещает. Ребенку в такой ситуации сложно принять чью-то позицию, ведь мнение каждого из родителей для него одинаково важно. Это путает ребенка, потому как в силу возраста сам он не может правильно расставлять приоритеты.

Прежде всего, родителям необходимо помнить, что их мнения должны совпадать. В случае разногласий, их лучше обсудить между собой, не привлекая к этому ребенка. Четкое определение границ — что можно, а что нельзя, необходимо четко определить.

Родители в любом случае должны действовать совместно и в интересах ребенка. Поэтому важно, чтобы родители принимали одинаковое участие в воспитании малыша. Отец, как правило, выполняет в семье функции добытчика и может быть не у дел, считая свой долг выполненным. Тем не менее необходимо его привлекать к решению бытовых вопросов и просто совместному времяпрепровождению.

Очень важно не ссорится на глазах ребенка, поскольку ссора начавшаяся на почве разных мнений легко может перейти на личности и репутация родителей в глазах ребенка будет подорвана.

Не стоит срывать злость на ребенке. Надо прислушиваться к его проблемам, несмотря на то, что свои собственные кажутся важнее. Спрашивайте мнение ребенка как можно чаще, обсуждайте с ним семейные проблемы.

Честность — это основа воспитания. Не стоит врать ребенку, достаточно одного раза, когда ребенок поймет, что вы его обманули и доверие вернуть будет очень сложно.

Способность принимать решения и нести за них ответственность — важное качество, которое необходимо прививать ребенку с детства. К мнению ребенка надо прислушиваться, предлагать ему возможные варианты, не навязывая свой. Пусть это будет совет, но решение примет он сам.

Разговаривать в приказном тоне тоже не стоит. За успешно завершенное дело нужно похвалить. Здесь лучше, не ограничиваться банальным “молодец”, а развернуто объяснить, что сделал ребенок и как это важно.

Дети любят , когда с ними разговаривают по — взрослому, поэтому стоит обращаться к ребенку за советом и внимательно выслушать его мнение.

Воспитать ребенка и привить ему правильные ценности не просто. Но если родители хотят вырастить сильного и ответственного человека, придется приложить усилия и начать придется с себя. Ребенок – чистый лист и будет повторять ровно то, что видит в самых первых учителях в жизни — то есть в вас.

Поэтому важно, чтобы родители придерживались одинаковых взглядов в воспитании . Станьте для ребенка самым близким человеком, которому можно доверять, тогда вам будет проще его понять и договориться с ним. И помните — гармоничные отношения в семье, дают большую гарантию, что у вашего ребенка тоже будет благополучная семья в будущем .

Влияние на ребенка.

Рассмотрим несколько примеров влияния на детей. Самый негативный способ воспитания ребёнка - диктат . К сожалению, многие родители стремятся контролировать своего ребёнка во всем, не давая возможности выбора и принятия самостоятельного решения. Это плохо сказывается на развитии личности. Во взрослом возрасте такие дети обычно замкнуты и имеют множество проблем во взаимоотношениях.

Гиперопека взрослого способна вырастить из ребёнка несамостоятельного, инфантильного человека, с неуверенной позицией в жизни. Это даже опасно потому, что защищая малыша от малейшей опасности мы лишаем его возможности научиться самому трезво оценивать ситуацию и действовать в нужный момент.

Противоположная сторона гиперопеки - невмешательство. Когда родители уверены в том, что своим отсутствием в жизни ребёнка дают ему возможность быть самостоятельным, получается совсем другая ситуация. Ребёнок начинает чувствовать себя ненужным и покинутым, появляется чувство отчуждения. Во взрослом возрасте возникают проблемы с близкими людьми и человек не способен строить отношения.

Вредные привычки.

Если Вы заметили вредные привычки у своего ребёнка, то нужно непременно отучать его от них. Все мы знаем, что дети любят сосать палец, ковыряться в носу, кусать ногти и прочее, всё это не так страшно, когда у ребёнка одна-две привычки, но если вредных привычек много, то родителям нужно работать над этим.

Прежде всего, начать с себя, сколько времени Вы уделяете детям, занимаетесь ли с ними. Когда в семье разлад и частые ссоры, дети это чувствуют и появляются вредные привычки. Но не стоит забывать и о проблемах медицинской сферы.

Любая привычка у ребёнка может зафиксироваться и стать рефлексом , чтобы этого не произошло, не нужно слишком много требовать от малыша и ставить невыполнимые задачи.

Ребёнок сосёт палец и часто сам не осознает, что делает это, в этот момент главное не давить на него, иначе Вы рискуете только усилить проблему.

Самый лучший способ избавиться от вредной привычки у ребёнка - ролевая игра. Например, Ваш сын грызёт ногти - предложите ему игру в мастера маникюра и расскажите как правильно стричь ногти и ухаживать за ними. Будьте примером для своих детей, избавьтесь от вредных привычек сами и Вы увидите как дети будут подражать Вам, вредные привычки исчезнут.

Другая немаловажная проблема у детей - детская агрессия.

Она выражается в желании сделать другим больно. Такие дети могут мучить животных, рассказывать ужасные истории.

Нужно разобраться в причине такого поведения ребёнка. Обычно это простое любопытство или непонимание боли другого существа. Важно объяснить ребёнку, что его действия причиняют страдание. Если в семье старшие дети ведут себя жестоко, то младшие также будут подражать им. Ваша главная задача вовремя предотвращать такие ситуации, учить детей любить и заботиться друг о друге.

Поддерживайте Ваших детей, помните, что им очень важно Ваше внимание. Повышайте самооценку ребёнка путём уважения его действий и решений. Очень часто в момент ссоры родители заставляют своих детей чувствовать себя виноватыми в этом. Ребёнок должен знать, что он любим и ценен ни смотря ни на что. Главное не перестараться, иначе Вы разовьёте большое самомнение у малыша . Хвалите ребёнка только за реальные поступки, подкрепляйте в нём уверенность в его силах.

Если Вы заметили, что дети начали проявлять высокомерие по отношению к другим , поговорите с ними. Дайте понять детям, что к ним будут относиться также как и они к другим.

Если у Вашего ребёнка что-то не получается, то это не повод ругаться на него , в такой момент нужно ободрить малыша и помочь ему справиться с задачей. Любые Ваши действия должны быть направлены на установление доверия между Вами и Вашими детьми, это поможет выстроить полноценные отношения.

Самым благоприятным способом воспитания ребёнка на сегодняшний день является сотрудничество . В чем оно выражается? В поддержке друг друга всей семьи, в общих целях и совместных решениях проблем и задач разного характера. Ребёнок, который воспитывается в такой семье, вырастает уверенным в себе человеком, который способен принимать решения и строить свою жизнь.

Самое главное в воспитании детей - наладить контакт и взаимопонимание. Для этого нужно видеть в ребёнке личность, уважать выбор и решение Вашего малыша, ценить его мнение. Таким образом Вы не только повышаете самооценку ребёнка, но и его уверенность в себе.

Будьте авторитетом для своих детей, умейте выслушать и понять ситуацию. Многие дети не могут выразить словами то, что их волнует, главное, чтобы ребёнок Вам полностью доверял и тогда он обратиться к вам за помощью или советом. Для этого необходимо уделять детям достаточно времени, играть с ними, читать и заниматься совместной деятельностью. Если в семье несколько детей, то обязательно нужно выстраивать отношения с каждым ребёнком.

Подумайте и пересмотрите свой стиль воспитания, ведь в большинстве случаев когда ребёнок не слушается или капризничает проблема заключается в предвзятости родителей, достаточно просто услышать своих детей.

Если между родителями нет конфликтов и супружеская пара проявляет уважение друг к другу, то дети вырастут хорошо приспособленными к взрослой жизни. Однако выполнение этих функций сопряжено с проблемами для большинства родителей. Если Вы находитесь в депрессии, то постарайтесь не показывать это ребенку, постарайтесь как можно быстрее решить эту проблему, возможно обратившись к услугам психолога онлайн .

Алена Муравьева
Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 1

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Часть1

Муравьева Алена

Александровна

Актуальность исследования состоит в том, что сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – ФГТ .

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования . Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе .

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников , обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника , повышение компетентности родителей в области воспитания . За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей . Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Особенности семейного воспитания изучали А . И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Объектом исследования являются воспитательный процесс детей дошкольного возраста .

Предметом исследования является семейное воспитание детей дошкольного возраста .

Цель исследования : определить проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста .

Для подтверждения цели были выдвинуты следующие задачи :

1. Проанализировать научные подходы к изучению .

2. Дать общую характеристику стилей воспитания .

3. Раскрыть формы и методы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями .

4. Разработать модель деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию .

В процессе исследования нами были использованы следующие методы : теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов, моделирование.

Практическая значимость заключается в том, что представленная модель организации работы воспитателя с родителями может быть использована педагогами ДОУ в практике работы с семьями детей дошкольного возраста для работы с родителями.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария.

Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания .

Во второй главе описаны практические основы организации работы воспитателя ДОУ с родителями .

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 23 источника.

Глоссарий содержит 10 терминов.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания

1.1. Научные подходы к изучению проблемы семейного воспитания

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств.

Известный социолог А. Г. Харчев считает, что «семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и моральном воспроизводстве населения… »

В истории отечественной науки обоснование цели, задач, содержания и методов семейного воспитания было дано П . Ф. Лесгафтом. Он разработал естественнонаучные и гигиенические основы семейного воспитания , дал обстоятельные характеристики типам поведения детей в семье . Лесгафт сформулировал и убедительно доказал гуманные принципы семейной педагогики : признание личности ребенка и её неприкосновенности, отсутствие произвола в действиях воспитателя , последовательность слова и дела, развитие детской инициативы, самостоятельности и творчества. Поэтому и целью семейного воспитания он считал «содействие развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью» .

Особое внимание ученый обращал на формирование социальной направленности личности, на единство целей и задач семейного воспитания и общественного . Отводя школе решающую роль в воспитании детей , П. Ф. Лесгафт показывает возможности и пути преодоления ею негативных влияний семьи, освещает проблему единства требований дисциплины и мер педагогического воздействия.

Крупнейший новатор в теории и практике социалистического воспитания А . С. Макаренко в книге «Лекции по воспитанию детей » , «Книге для родителей» и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания , разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье : раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей .

Большое внимание проблеме воспитания в семье уделяют также современные педагоги, психологи, физиологи : А. Г. Хрипкова, Ю. П. Азаров, С. В. Ковалев, С. Н. Урбанская и др.

Идеалом, к которому должны стремиться семья, школа и современное общество, является разносторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий трудиться в различных жизненных сферах. В связи с этим современные педагоги выделяют в семейном воспитании определенные задачи .

Одна из первоочередных задач семьи в воспитании детей – обеспечение физического развития ребенка, привитие санитарно-гигиенических навыков. Сюда входит забота родителей о нормальном питании ребенка, обеспечивающем его рост, развитие и правильное формирование его организма; уход за телом, закаливание организма; обеспечение достаточной нагрузки в физических упражнениях, бытовом труде и в труде по самообслуживанию. Решение этой задачи начинается со дня рождения ребенка и продолжается до тех пор, пока он сможет самостоятельно совершенствовать свои физические способности.

Накопление нравственного опыта ребенка происходит также с первых дней его жизни. Задачи нравственного воспитания предусматривают формирование в каждом ребенке гражданина, в детях должна быть воспитана любовь к своим родителям, своей Родине, стремление делать добрые дела для семьи и для других людей.

Уже с дошкольного возраста родители приучают ребенка к труду (прежде всего – самообслуживание и помощь семье, постепенно вырабатывают у него трудовые умения и навыки. Своевременное трудовое воспитание ребенка – залог его успешного гражданского становления, так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание, что каждый человек должен трудиться, что труд – необходимость и долг. Только в процессе труда у ребенка может появиться правильное, а не пренебрежительное отношение к труду, уважение к людям труда, понимание, что ценность человека в обществе определяется его отношением к труду, непосредственным участием в создании материальных и духовных ценностей общества.

Ю. П. Азаров советует родителям : «Чтобы избежать просчетов воспитания , необходимо как можно раньше приобщать детей к труду , к самостоятельности, к самостоятельному мышлению. Все, что может сделать ребенок сам, все, что ему посильно, он должен делать» .

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребенка эстетические понятия о красоте в природе, человеческом общении, труде, вырабатываются навыки эстетического поведения. Задачами эстетического воспитания является воспитание умения радоваться красоте, понимать красивое, обязательно беречь и создавать это красивое в природе, в конкретных поступках, делах и мыслях.

С ростом ребенка постепенно усложняются и задачи умственного воспитания . С поступлением ребенка в школу семья поддерживает у него интерес к знаниям, стимулирует успешность его обучения, следит за тем, чтобы у ребенка отношение к учению формировалось через такие мотивы, как понимание ответственности за свой новый труд, постепенно переходящее в чувство долга перед семьей, классом, за добросовестное учение. Задачи родителей состоят также в том, чтобы создать в семье определенную эмоционально-интеллектуальную атмосферу жизни : взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи является первым другом, есть своя домашняя библиотека, в семье есть совместные общие дела и увлечения.

С самого раннего детства семья активно, сознательно и творчески осуществляет разностороннее развитие личности, которое характеризуется единством умственного, трудового и физического, нравственного и эстетического воспитания , высоким уровнем общего развития, психологической и практической подготовленности к труду, разносторонними духовными потребностями и творческими способностями.

Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций . Семья может способствовать или тормозить формирование разносторонне развитой личности. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей , родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для эффективного воспитания ребенка в семье .

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие :

1. Принцип целенаправленности, который предполагает наличие объективных целей воспитания в любом социальном институте воспитания (семья, детский сад, школа и т. д.) .

2. Принцип научности, который предполагает использование родителями в воспитании детей научной психолого-педагогической литературы и проявление интереса родителей к специальным знаниям по проблемам воспитания , развития детей .

3. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка, который заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на дынный момент его развития. А это не значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает , что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

4. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности.

5. Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания , при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

6. Принцип согласованности в воспитании . Процесс воспитания осуществляется разными лицами : членами семьи, профессиональными педагогами. Важно, чтобы их действия в процессе воспитания маленького ребенка были согласованны – согласованны цели, методы, средства и содержания воспитания .

1.2. Общая характеристика стилей воспитания

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений : авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства» . Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных , трусливых, ленивых, забитых, «слякотных» , озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания » , либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они тешились» . Контакты с детьми v таких родителей – явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей , а получают обратное : начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость .

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви» . Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста , человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями» , осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей , уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими , какими являются сами.

Э. Роу выделял следующие характеристики взаимодействия родителей с детьми (рис. 1) :

Рис. 1. Характеристики взаимодействия родителей с детьми по Э. Роу.

Г. Б. Степанова выделяет также следующие стили воспитания :

Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны .

Разрешительно-попустительский стиль – родители не сдерживают детей , ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.

Демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны. На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребёнок может прийти к разным внутренним позициям.

Г. Т. Хоментаускас выделил четыре обобщённые установки детей по отношению к родителям и к себе :

«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» – эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.

«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» – ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.

«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.

«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние :

Типы темпераментов родителей, их совместимость;

Традиции семей , в которых воспитывались сами родители ;

Научно-педагогическая литература, которую читают родители;

Уровень образования родителей.