Современная политика в отношении пожилых людей и. Государственная социальная политика в отношении пенсионеров. принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или з

Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.

Социальное обеспечение пожилых людей

Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн.чел). Всего же в РФ на 30.09.98г. насчитывается 39,5 млн. пенсионеров.

В соответствии с законом пенсии - ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст. 15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных основаниях (ст.11 - 14 Закона от 20.11.90г.). К пенсии по старости установлены надбавки (ст. 21, там же).

Наряду с пенсией по старости Закон от 20.11.1990г. выделяет трудовые пенсии по инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю потери кормильца (гл. 4 Закона), за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст.5).

Право на получение двух пенсий имеют также родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца (Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993г.).

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1992г. «Вопросы Пенсионного фонда РФ», ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

В Волгоградской области из средств пенсионного фонда получают пенсию около одной трети всего населения области, при этом количество пенсионеров постоянно растет.

Назрела необходимость в реформировании системы пенсионного страхования через постепенный переход от распределительного принципа к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей накопительный принцип. Существенным шагом по пути реформирования является организация персонифицированного учета и создание Негосударственных пенсионных фондов (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92г.). Формированием пенсионной политики на Федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты Министерство труда и социального развития, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд РФ и другие учреждения.

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

В числе пожилых и престарелых очень много ветеранов ВОВ и труда, инвалидов, граждан подвергшихся радиационному воздействию, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, поэтому в системе социального обеспечения пожилых людей следует отметить льготы и преимущества для этих категорий населения.

Право на льготы и преимущества закреплено в следующих нормативных актах:

Федеральный Закон «О ветеранах» от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995 года, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 года.

Основными льготами, предусмотренными этими законами, являются:

Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте; льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива; бесплатная установка телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами; обеспечение транспортными средствами; льготы по протезированию.

Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании.

Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Социальная помощь - это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Сложившаяся в настоящее время в России медико-демографическая ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам.

В настоящее время развитие системы социальной защиты населения находиться в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социальной защиты с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Для формирования эффективной системы социальной защиты необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Основные направления социальной защиты населения определены Федеральным Законом «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации» (1995г.):

1.Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2.Социальная защита на дому, которая осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3.Социальная защита в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

4.Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

5.Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Заключение к II главе.

Таким образом, положение пожилого человека в современном обществе осложнено такими факторами, как трудности материального характера, ухудшение состояния физического и психического здоровья, одиночество, зависимость и т.д.

Осознание потребности в индивидуальной помощи, выявление различных заболеваний, инвалидность, проблемы, связанные с местом проживания, одиночество, проблемы пожилых мигрантов, низкий уровень пенсий, бедность – далеко не исчерпывающий перечень проблем, к которому должно быть привлечено внимание общества и гоcударства.

Среди социальных проблем, рассмотренных нами, проблема инвалидности является одной из наиболее острых. Инвалидность - это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире.

Традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Доминировала точка зрения на инвалидов как на людей, не способных к полноценной общественной жизни. Однако постепенно в теории и практике социальной работы утверждаются и иные тенденции, нашедшие отражение в моделях инвалидности.

В данной главе нами отмечено, что инвалидность является одной из форм социального не­равенства. Люди с ограниченными психическими или физическими возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Таким образом, основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата че­ловеком способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятель­но передвигаться, ориентироваться, общать­ся, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, главная проблема инвалидности кроется не в медицинском диагнозе и не в необходимости приспосабливаться к своему недугу, а в том, что существующие социальные условия ограничивают активность определенных социальных групп или категорий населения. В данной интерпретации инвалидность - не личная, а социальная проблема, и приспосабливаться должен не инвалид к обществу, а наоборот.

В таком контексте инвалидность рассматривается как дискриминация, а главная цель социальной работы с инвалидами – помочь обществу в приспособлении к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь самим людям с инвалидностью осознать и реализовать свои человеческие права.

Одна из главных и ответственных задач современной государственной политики - изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы социальной реабилитации.

Рис. 1. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ж. Гудкова татьяна викторовна Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29) С.68-76.

Е.Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг. 2014. №4 (122).

д. Использование социальных технологий в решении социальных проблем: теоретиче- ские аспекты. // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по обра- зованию в области социальной работы. – 2012. – № 2. – С. 164–171

г. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования. – Materials of the international scientific conference on October 20–21, 2015/ – C. 171-174.

в. Павлюк Светлана Викторовна, Рерух Елена Владимировна Социальное положение пожилого человека в современной России // Kant. 2014. №4 (13).

б. Брушлинский А.В. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр "Академия", 1996.

а. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие. –М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.85.

Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) // Российская газета, №243, 19.12.1995.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12. 2001 №166-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации 20.07.2009.

Аракчеев, В.С. Пенсионное право России. / В.С. Аракчеев – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 300 с.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Учебное пособие для вузов – М.: Книжный мир. 2009. – 293 с.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. – М.: Академия, 2009.- 288с.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: ИТК Дашков, 2008. – 568 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 405 с.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993.25 декабря.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) // Российская газета. 2009.21 августа.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) //

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1995.4 августа.

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. // Российская газета. 1995.19 декабря.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июля 1993. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями на 12 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2008.31 декабря.

Об образовании: Федеральный закон гот 13 января 1996 г. № 12_ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 1996.23 января.

О социальной защите инвалида в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. 2009. 5 мая.

Федеральный Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидами государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 (ред. от 17 апреля 2002 г. № 244) // Российская газета. 2002.24 апреля.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с.

Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - М.: Юристъ, 2009. - 542 с.

Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.

15. Основы социальной работы. - М.: Академия , 2008. - 288 с.

Право социального обеспечения: учебник / под ред.К.Н. Гусова. - М.: Инфра-М, 2007. - 328 с.

Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ ", 2007. - 400 с.

Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. - М.: Дашков и Ко , 2009. - 384 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб.: ГУАП, 2008. - 297 с.

Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: А-Приор , 2010. - 144 с.

Фирсов М. В, Студенова Г.Е. Теория социальной работы. - М.: Академический проект , Гаудеамус , 2009. - 512 с.

В настоящее время в нашей стране наблюдается крайне неблагополучная демографическая ситуация. Население России из года в год стареет. Пожилые старше 60 лет являются наиболее быстро растущей группой, их доля сегодня составляет 12,5% от общей численности граждан, мировой же стандарт составляет 7% Алиева З.К. Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008 гг.: на материалах республики Дагестан: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - М., 2009. - С. 14. В связи с этим весьма целесообразно рассмотреть аспекты социальной политики государства в отношении пожилых людей.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Ось-89, 1998. - С. 13

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.

Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.), а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002. - С. 171

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, значительно отстают от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни пожилых людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг ветеранов, большинство из которых - пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.

Социальный аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, кроме того, право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. М., 2002).

Особое место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, занял Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г. Так как значительная часть пожилых людей относится к категории малоимущих людей, именно они являются получателями государственной социальной помощи на основании данного закона.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт, досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.

Ситуацию с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 - 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - С. 132

Согласно данным, полученным в ходе исследования проблем досуга пожилых людей, около 50% пенсионеров г. Александрова получают пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума. На сегодняшний день официально установленный прожиточный минимум в Москве равен 6213 рублей, а в среднем по стране составляет 4902 рубля (данные Госкомстата на 20.04.2012) Величина прожиточного минимума за IV квартал 2011 года. // Федеральная служба государственной статистики - Российская Федерация. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/gis/d_01.htm (20.04.2012), пенсию же по старости, превышающую минимальный потребительский бюджет, получают всего около 4% неработающих пенсионеров.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же, несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий, которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях. Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях. Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России. // Библиофонд - Библиотека научной и студенческой информации. Официальный сайт.URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=108790 (15.05.2007)

Социальной защитой пожилых граждан с 21 мая 2012 года занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, преобразованное из Министерства здравоохранения и социального развития. Оно осуществляет деятельность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты и труда. В Москве социальным обеспечением пожилых людей занимается департамент социальной защиты населения г. Москвы. В округах города действуют управления и центры социальной защиты населения, а также стационарные учреждения.

Задача учреждений социальной защиты заключается в том, чтобы организовать жизнь пожилых людей таким образом, чтобы доступными средствами и в нужной степени компенсировать последствия старения.

Центр социального обслуживания подразделяется на следующие отделения: социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной помощи и временного проживания. Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги: доставку на дом продуктов и горячих обедов, товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие в получение медицинской помощи и экспертизы; помощь в получении путёвок на санаторно-курортное лечение; оказание помощи в получении социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков и доставка воды; содействие в обеспечении необходимой литературой и посещении кинотеатров, выставок, концертов; помощь в написании писем, оформлении документов В.В. Натахина. Социальное обслуживание пожилых людей в условиях реформирования общества: социологический анализ: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. - Москва, 2009. - С. 43.

Другой формой работы являются отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы уменьшить финансовые затраты пожилых на питание, организовать их занятость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие). Клиенты дневного пребывания совместно отмечают праздники, для них организуют различные мероприятия.

Главной задачей отделения срочной социальной помощи состоит в оказании срочной поддержки всем нуждающимся. Основными направлениями этой деятельности является: оказание денежной и вещевой помощи, направление в медико-социальные отделения, оказание бытовой, юридической и психологической помощи, содействие в прописке и трудоустройстве, организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря, создание кассы взаимопомощи и др.

Помощь пожилым оказывают не только в нестационарных, но и стационарных учреждениях. Самым распространённым стационарным учреждением являются дома для пожилых людей или дома для ветеранов войны и труда (так они называются в Москве).

Пожилым, проживающим в домах-интернатах, выплачивается 25% от их пенсии, а государство, в свою очередь, обеспечивает их проживанием, медицинской помощью, питанием, а также занимается организацией культурного досуга, оказываются юридические услуги, создаются возможности для посильного участия в труде, за который производится оплата.

Дома-интернаты принимают пожилых людей, инвалидов с общими и хроническими заболеваниями. Психоневрологические интернаты предназначены для пожилых людей с нервно-психическими заболеваниями. Существуют большие дома-интернаты, в которых легче создать культурно-бытовое и медицинское обслуживание, и которые более экономичны, и небольшие, где атмосфера более комфортная и семейная. Сравнительно новой формой социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких людей или пар, сохранивших полностью или частично способность к самообслуживанию. Основной целью создания таких домов является обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Ещё одной сравнительно новой сферой оказания социальных услуг является договорное социальное обслуживание на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения.

В политике здравоохранения необходимо, чтобы права, гарантирующие здоровое старение, учитывали насущные социальные, экономические, духовные, психологические и физиологические потребности пожилых людей. Государство и общество должны на деле взять на себя ответственность за обеспечение оптимального уровня здоровья в поздний период жизни человека. В связи с этим целесообразно развивать в Российской Федерации разветвленную систему геронтологической помощи населению: как ни один ребенок не может обойтись без педиатра, так и каждый пожилой человек нуждается в помощи гериатра. Реализация соответствующих программ, просветительская работа среди населения пожилого возраста в отношении правильных методов организации питания, профилактики заболеваемости и раннего старения во многом будут способствовать решению проблемы достойной старости.

Политика в области обеспечения пожилым людям достойных жилищных условий в целях освобождения их от посторонней помощи должна преследовать благоустройство жилья и его адаптацию к физическим возможностям и потребностям пожилых людей. Это следует достигать путем проведения реконструкции и улучшения условий проживания, с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию. К сожалению, обеспечение безопасности и удобства пожилых людей в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего. Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях. Да и государственному бюджету обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в собственном доме обходится в десятки раз дешевле, чем обслуживание в стационарном учреждении.

Также необходимо разработать специальные государственные меры, направленные на повышение ответственности семьи (взрослых детей, внуков) за благополучие пожилых родителей и на укрепление межпоколенных семейных отношений Парахонская Г.А. Адаптация пожилых людей в современных условиях и социальная политика (на материалах Тверского региона): Монография; М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003 (РИУ ун-та). - С. 124. Не менее важно осуществлять экономическую и социальную поддержку семей по уходу за престарелыми родственниками, обеспечить пожилым людям возможность расширять круг общения, организуя клубы по интересам, консультативные пункты, службы знакомств и другое. Нужно обеспечить доступ пожилых людей к образовательным программам, поощряя их стремление к непрерывному образованию, в первую очередь в период подготовки к выходу на пенсию.

Эффективность государственной социальной политики непосредственно зависит от создания квалифицированных кадров. Решение проблем подготовки кадров для работы с пожилыми людьми даст социальные и экономические плюсы. С социальной точки зрения квалифицированный персонал будет способствовать улучшению качества жизни пожилых людей, сможет оказывать им помощь и поддержку в непрерывном режиме. Но для начала следует преодолеть существенное затруднение - непрестижность работы по обслуживанию пожилых людей в социальной сфере и достойное увеличение заработной платы социальных работников в регионах Российской Федерации. К числу препятствий частного характера могут быть отнесены не только недостаточный профессионализм специалистов социальной сферы, равнодушие представителей других возрастных категорий к проблемам пожилых людей, но и нежелание или невозможность пожилых людей решать свои проблемы собственными силами.

Для преодоления этого необходимы переоценка на федеральном и региональном уровне действующего законодательства с целью ликвидации в нем пробелов, касающихся осуществления комплексных мер по улучшению гарантированных Конституцией достойных жизненных условий пожилым людям. Желательно установить четкие полномочия федеральных, региональных и местных органов управления, а также коммерческих и общественных, (в том числе конфессиональных, корпоративных) организаций для решения конкретных проблем пожилых людей. В силу сложившегося демографического положения на уровне регионов необходимо оптимизировать системы социальной защиты, обслуживающей пожилое население. Только через нормализацию положения пожилых людей можно обеспечить позитивное изменение отношения к старости.

Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Это место займет со временем каждый из нас. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня - это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом, и формирование позитивного отношения к тем из нас, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.

Таким образом, несмотря на многообразие форм социального обслуживания, требуется частичная реорганизация функций этих учреждений так, чтобы они были ориентированы на более рациональное и конструктивное решение социально-бытовых проблем пожилых людей. А также чтобы они способствовали овладению пожилыми людьми современными схемами поведения и взаимодействия, препятствовали социальному отчуждению; содействовали адаптации людей на разных этапах.

Государство склонно мыслить большими статистическими категориями и принимать унифицированные решения. Например, в категорию «пенсионеры» входят и полная сил работающая женщина 56 лет, и беспомощная 80-летняя гражданка, у которой нет никого из близких. Нынешнее увеличение пенсии - очень дорогая, очень нужная мера - все же радикально не повлияет на качество жизни одиноких стариков. Государство, в принципе, не в состоянии уловить разнообразия нужд и обеспечить дифференцированный подход к нуждающимся в помощи. По опыту стран, где социальное обслуживание пожилых людей находится на высоком уровне, индивидуального подхода и эффективного решения социальных проблем достигают за счет постоянного взаимодействия власти с волонтёрскими организациями, которые занимаются этим делом не формально, а по велению сердца. В частности, такие организации, имеющие непосредственное общение с пожилыми, могут давать более адекватную информацию о состоянии, нуждах, а так же качестве предоставляемых услуг, чем контролирующие инстанции. Привлечением волонтёров в дело социального обслуживания обеспечит и обратную связь с пожилыми и уменьшит барьер, стоящий между молодым и старым поколением.

1

1 Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

В статье представлены результаты сравнительного исследования существующих национальных моделей социальной политики в отношении пожилых людей в странах Западной Европы, США и России. Отмечая их специфику, заложенную социально-экономической системой каждой страны, автор приводит доказательства того, что на современном этапе идет активный процесс диффузии различных моделей и их корреляции, что означает стремление мирового сообщества к созданию некой универсальной модели, которая будет являться продуктом общецивилизационного развития. На современном этапе Россия активно инкорпорирует опыт развитых стран в практику взаимодействия государства с пожилым населением. Сопоставление и обобщение фактического материала в результате изучения национальных моделей социальной политики в отношении пожилых позволило выявить общие принципы и механизмы ее реализации.

социальная политика в отношении пожилых

качество жизни

интеграционные процессы

1. Люблинский В.В. Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран // ПОЛИС. – 2008. – № 6. – С. 130–146.

2. Макайвер Р. Реальность социальной революции // Американская социологическая мысль. – М.: МГУ, 1994. – С. 89–111.

3. Общий обзор экономики Японии [Электронный ресурс] // Внешнеэкономическая деятельность. – URL: http//www.vneshmarket.ru (дата обращения 10.10.2011).

4. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизни [Электронный ресурс] // Президент России. – URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9332 (дата обращения 29.09.2011).

5. Yao Yuan. Weakening Family Support for Elderly in China / Yuan Yao // Chinese Society and Anthropology. – 2001. – Vol. 34. – № 1. – P. 26–34.

Социальная политика есть специфический продукт культурно-экономических отношений, находящихся в социальной плоскости и регулируемых государством. Реагируя на современные социальные вызовы расширяется спектр ее направлений. Одним из формирующихся направлений является социальная политика в отношении пожилого населения (СПП). В настоящее время под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленных на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения. Национальные модели этого направления социальной политики находятся в процессе развития, что актуализирует вопросы ее теоретической рефлексии.

В конце ХХ - начале ХХI веков развитие постиндустриального общества в направлении становления социального государства стало фактором, обеспечивающим социальную стабильность в мире и утверждающим принципы его справедливости и солидарности. Американское государство одним из первых встало на этот путь.

В основе американской модели СПП лежит принцип взаимодействия государственных и предпринимательских структур, переплетение социальной составляющей с другими сторонами внутренней государственной политики: трудовой, миграционной, образовательной и др. США - одна из немногих стран, которая большое внимание уделяет регулированию отношений в обществе между всеми возрастными категориями граждан .

Пожилое население страны имеет право на выборочные медицинские пособия, на различные виды социальных пособий и пенсии, которые пересматриваются ежегодно и индексируются в зависимости от уровня инфляции. Кроме того, в Америке создана национальная сеть агентств по планированию и координации служб для пожилых людей, целью которых является разработка и согласование специальных программ .

Для современной Европы характерны две ведущие модели СПП. Одна основана на системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», и характерна для таких стран, как Германия, Испания, Австрия и др. Она устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права пожилых обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов).

Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Социальная защита оказывается независимой от государственного бюджета. При этом в социальной сфере действуют солидные благотворительные фонды, занимающиеся вопросами социальной адаптации людей, в том числе и пожилых. Кроме того, существует много социальных и благотворительных программ от медицинских до клубов ровесников и международного туризма.

Показательно, что социальные работники и педагоги в Германии в союзе с профессионалами из Испании разработали и активно внедряют программы посттрудового образования. Для обучения создаются специальные группы, в основном в них входят «интеллектуально сохранные» пожилые люди в возрасте от 60 до 75 лет, преимущественно бывшие работники интеллектуального труда. Проблему занятости пожилых людей подобные организации не решают, но решают проблему социальной реабилитации. Важно отметить, что такая система социальной защиты является достаточно эффективной, что признается и определяется высокими стандартами социальной помощи.

Вторая модель, распространенная в таких странах, как Англия, Франция, Швеция и др., исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель СПП, действуют пенсионные системы, которые обеспечивают минимальные доходы всем пожилым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости.

Социальная помощь пожилым оказывается в основном на добровольных началах. Кроме того, существуют специальные коммуны для пожилых людей, но они экономически слабы и малопродуктивны. Такое проживание в настоящее время рассматривается как место социального исключения, во-первых, потому, что оно ограничивает свободу передвижения, а во-вторых, закрывает возможность для развития и жизни в нормальном обществе.

В связи с этим все большее значение приобретает такая форма ухода за пожилыми, как семейное проживание. Таким семьям, которые взяли пожилого человека на попечение, предоставляются специальные государственные пособия для ухода. Они компенсируют потерю заработка тому члену семьи, который осуществляет уход за подопечным. Продукты и горячее питание доставляются на дом, оказывается помощь в поддержании контактов и повышении дееспособности пожилых людей, организован специальный канал на телевидении. Каждое воскресенье транслируется месса для католиков, которые не могут прийти в костел. Кроме того, сохранились полустационарные формы обслуживания: дневные, недельные и пр. (по выбору). Организуются группы взаимопомощи и группы давления, которые восстанавливают отношения между личностью, обществом и государством. Фактически работу социальных служб выполняют местные сообщества.

В течение двух последних десятилетий для европейских моделей СПП характерным является то, что они стремятся к объединению, преодолению различий между странами. Ведущим принципом трансформирующейся европейской модели СПП стал принцип социальной справедливости и ориентация на ценность квалифицированного труда и знания. Спецификой объединенной общеевропейской модели СПП является изменение направленности социальных программ с универсального уровня на индивидуальный. Это значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся. Кроме того, такая ориентация позволяет поддерживать достойный уровень качества жизни пожилого населения. Модернизация европейских моделей идет по аналогии с американской.

Эпоха постиндустриальных обществ - это период активной передачи опыта от одной культурной среды к другой. В этот процесс вовлекается все большее количество стран, перед которыми встает задача привести свой социально-экономический уровень в соответствие с мировым (Япония, Китай, Корея, Сингапур и др.). Восточные страны также встали на путь реформ в сфере СПП. Особенностью восточной модели СПП можно назвать то, что ее концепция предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли государства. Приоритетной задачей определена возможность изыскания дополнительных материальных средств для выплат пожилому населению и созданию достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей вследствие изменения внутрисемейных отношений. Разрабатываются специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению достойных условий. Пожилым людям находят работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки.

Традиционная система семейного ухода за пожилыми людьми в новых социально-экономических условиях стала неэффективна, поэтому в настоящее время в восточных странах создаются государственные реабилитационные центры. В их компетенцию входит информационное обеспечение пожилого населения о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, консультационная и медицинская помощь. Развиваются досуговые центры, где пожилые могут заниматься хоровым пением, танцами, каллиграфией, фотографией, спортом и др.

Помимо этого активно стимулируется участие пожилых людей в общественных делах. Местные сообщества на общественных и благотворительных началах организуют службы по оказанию медицинской и психологической помощи пожилым людям, которые решают и вопросы их ежедневного быта.

В последние годы появились многочисленные службы знакомств, причем их клиентами являются не столько молодежь, сколько люди среднего возраста и овдовевшие пожилые люди. Средства массовой информации широко освещают позитивные моменты такого рода повторных браков, их благотворное влияние на психологическое состояние пожилых людей, решение их ежедневных забот и проведение досуга.

Ускоренное развитие восточных стран привело к интеграции западной модели СПП, в результате чего при создании собственных моделей Восток начал ориентироваться на мировой уровень . Восточная модель СПП носит комплексный характер . Она включает материальное обеспечение, которое гарантирует минимальный размер пенсии, обеспечивающий прожиточный минимум, страхование здоровья и социальные пособия, на которые можно рассчитывать в случае острой нуждаемости. Система социального обеспечения базируется на том, что для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.

Из всего комплекса проблем СПП наибольшее внимание уделяется созданию специальных рабочих мест в государственном и частном секторах экономики. Это связано с тем, что из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы, пожилые люди становятся важным компонентом рынка труда.

В России процесс модернизации СПП начинается в 90-е годы ХХ века. Первоначальная идея реформаторов заключалась в создании условий, обеспечивающих увеличение благосостояния граждан пожилого возраста в соответствии с международными нормами. Для осуществления задуманного было решено выстроить новую модель таким образом, чтобы она соответствовала произошедшим необратимым изменениям во всех сферах российской действительности и отвечала на перспективные запросы общества .

Общая ориентация СПП была направлена на развитие социально-компенсирующих мероприятий. Резервные фонды социальной защиты населения формировались за счет бюджетов всех уровней: федерального, региональных и муниципальных. Активно стала развиваться адресная, в основном натуральная (социальные магазины, благотворительные столовые и т.д.) помощь пожилому населению. В результате реализации обозначенных мероприятий количество служб срочной социальной помощи в стране достигло одной тысячи пятисот восьмидесяти пяти, а единовременную поддержку ежегодно получали до 5,3 миллионов человек. В сети учреждений социального обслуживания населения стали работать геронтологические и геронтопсихологические центры. Они приняли на себя заботу об оказании специализированной, в том числе медицинской помощи. Появились учреждения социального обслуживания нового типа: специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные или социально-реабилитационные центры, работающие по принципу санатория или дома отдыха.

Стала развиваться новая форма улучшения условий проживания одиноких пожилых людей в Москве, а также в Свердловской, Челябинской, Читинской областях и Красноярском крае - создание социальных квартир. Проживающие в этих квартирах обслуживаются социальными работниками. Социальная поддержка, повышение качества жизни пожилых людей, предоставление широкого спектра социальных услуг, в том числе и на дому, - одна из приоритетных задач СПП на сегодняшний день.

Общее право на социальную поддержку реализуется в контексте развития права на обеспечение доступности культурных ценностей. Многие учреждения культуры разрабатывают и осуществляют программы содействия людям старших возрастов. В 450 государственных театрах введены дни льготного показа спектаклей для людей старшего поколения. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных предоставляют пожилым людям билеты по льготным ценам. Помогают преодолевать дефицит общения и специальные центры-клубы пожилых людей на базе действующих учреждений культуры. Все это позволяет пожилым людям реализовать с пользой для общества свой потенциал и поддерживать социальные связи.

В целях расширения возможностей обеспечить свое материальное состояние в период посттрудовой деятельности в последнее десятилетие активно развиваются различные финансовые программы. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов, которые принимают как личные вклады граждан на будущее обеспечение пенсионных выплат, так и целевые вклады предприятий и организаций. Кроме того, у фондов есть полномочия по переводу застрахованным лицом накопительной части пенсии из государственного пенсионного фонда в негосударственный.

Таким образом, современная СПП, формируясь в пределах общеевропейского пространства, стремится к такой организации, при которой она перестанет экстренно реагировать на отдельные факты социальной несправедливости и начнет применять превентивные меры. Для этого Россия активно инкорпорирует опыт развитых стран в практику взаимодействия государства с пожилым населением и выравнивает вектор развития СПП, равняясь на американскую модель. В связи с этим задачей ближайшего будущего является вложение капитала и инвестиций в развитие таких социальных проектов, которые будут способствовать устранению негативных зависимостей, изменению дискурса в отношении лиц пожилого возраста, разрушению стереотипа истощения социально-экономического потенциала личности в пожилом возрасте.

Сравнительное исследование позволяет утверждать, что в данный момент все цивилизованные страны активно занимаются реформированием СПП с целью ее адаптации к современным реалиям. Трансформационно-модификационные процессы, происходящие в различных регионах мира, способствуют преобразованию и интеграции существующихмоделей СПП в общемировом масштабе. Проведенный анализ также позволил выделить ведущие принципы, способствующие формированию общецивилизационной модели СПП:

1. Принцип взаимодействия общества с социальными группами: сопряжение интересов социально-демографической группы пожилых с общегосударственными интересами и интересами «третьего сектора».

2. Принцип социальной справедливости, ориентированный на ценность квалифицированного труда и знаний: создание соответствующей нормативно-правовой базы; опора на ресурсный потенциал людей пожилого возраста.

3. Принцип поддержания достойного качества жизни: акцентирование на социально-экономическом положении социально-демографической группы пожилых.

В то же время стало возможным определить различия этих моделей посредством выделения ведущих механизмов реализации СПП, зависящих от степени государственного участия (ГУ) в решении проблем социальной сферы:

В целом можно говорить о несущественных различиях, так как на практике и в западных, и в восточных странах применяются все отмеченные в представленной работе механизмы. От степени государственного участия зависит только интенсивность их применения.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что современная трансформация модели СПП - продукт общецивилизационного развития, в меньшей - результат специфических условий отдельных стран. Очевидным становится, что мировое сообщество стремится к созданию единого вектора формирования отдельного направления социальной политики, призванного решать проблемы пожилого населения.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор, ТГАКИ, г. Тюмень;

Борко Т.И., д.филос.н., профессор, ТюмГУ, г. Тюмень.

Работа поступила в редакцию 15.01.2014.

Библиографическая ссылка

Мосина О.А. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ: ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-8. – С. 1746-1750;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33415 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути человека и с точки зрения социальных функций, и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов, делающий недопустимыми меры, которые искусственно консервируют отжившие или отживающие геронтологические стереотипы. Это особенно важно, так как до сих пор в общественном сознании укоренено архаичное представление о старости, изложенное Софоклом еще в V веке до нашей эры, когда он писал о загадке Сфинкса: что это за существо, у которого всего один голос, но которое передвигается вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже - на трех? Греческий миф гласит о том, что лишь Эдип дал правильный ответ: «Это человек, который ползает на четвереньках в детстве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и, наконец, опирается на палку в старости». Символический образ старого человека, опирающегося на палку, больного и беспомощного, жизнь которого всегда на ущербе, до сих пор представляется весьма распространенным. Среди стереотипов старости наиболее распространенными являются следующие:

1. Старость есть болезнь, диссолюция жизненно важных физиологических систем организма, галопирующее, нарастание физической и духовной немощности.

2. Старость - падение уровня жизни, обвал, крушение, зависимость.

3. Старые люди рассматриваются исключительно как объекты социальной помощи и поддержки.

4. Старость ассоциируется с образом человека, имеющего такие визуальные характеристики, как: стоматологические дефекты, морщинистую кожу, седые волосы. И это несмотря на разрушение стереотипа «средних лет», активно осуществляющуюся модернизацию старения, применение техник маскировки старости от косметологических и пластико-хирургических средств и систем физического совершенствования до полного игнорирования границ возможностей данного возраста: все представляется всегда возможным, стоит только начать. Последнее является свидетельством того, что распространение получила дисморфофобия - страх необратимой трансформации, изменения изначально присущих человеку морфологических особенностей.

5. Еще один стереотип, отражающий местный российский колорит, - старость соотносится с агрессивным типом поведения в общественном транспорте.

Консервации указанных стереотипов способствуют во многом масс-медиа. На российском телевидении геронтологический образ чаще всего встречается в рекламных роликах, представляющих лекарственные препараты и средства для домашнего хозяйства. Конструируется образ пожилого человека как нездорового и как бесплатного работника по дому. Современные исследования в области биологии, психологии старения дают все основания для смены дискурса старости. От финалистских (негативно оценивающих) интерпретаций старости к признанию ее равноценной другим этапам жизненного пути, обладающей своими достоинствами и преимуществами.

2. Принцип опоры на собственные силы, провозглашающий несовместимость геронтологической политики с социальным, а тем более государственным патернализмом.

В современных условиях возрастает личностно-ответственное формирование собственной жизни.

Результаты исследований польских геронтологов позволили уточнить содержание понятия «опека» с позиции пожилых людей: старики не столько хотели быть объектами заботы, сколько стремились сами заботиться о других. Совершенно естественно, что в пожилом возрасте человек стремится сохранить свое достоинство и свободу выбора. Быть же только реципиентом, ничего не давая взамен, означает определенную потерю статуса в обществе. Сотрудники социальных служб нередко в своем практическом взаимодействии с пожилыми людьми постулируют в качестве исходных позиций именно зависимые отношения, опекающие/контролирующие стратегии в отношении пожилых людей. На социетальном уровне это выражается в патерналистских принципах, лежащих в основе функционирования государственных институтов. В контексте патерналистских принципов конструируется определенная модель поведения пожилых людей, предполагающая набор типовых реакций: беспомощность, безынициативность, безропотность. Специалисты ожидают от пожилых людей согласия со всеми их действиями, благодарности за любую помощь. В случае, когда пожилой человек не соответствует представлениям о себе как об «объекте, пригодном для использования» (И. Гофман), а занимает равноправную и активную позицию, требует дополнительной информации, разъяснений, он воспринимается как «трудный».

Помощь, имеющая векторное геронтологическое направление, предполагающая контроль, регламентацию временного пространства жизни, вызывает у пожилого человека дискомфортное психологическое состояние зависимости. Показательны в этом отношения результаты исследований процессов адаптации пожилых людей в специальных домах-интернатах. Дома для престарелых создаются с благой целью - для поддержания независимости пожилых людей, для обеспечения их необходимым уходом и заботой. Однако на деле постоянный надзор и жизнь по установленному распорядку, условия которой игнорируют индивидуальность личности, воспринимаются пожилыми людьми как физическое заключение, способствуют отделению от общества его пожилой части. Исследования фиксируют такую организацию образа жизни в данном учреждении, которая ограничивает возможности проявления жизненной позиции пожилого человека: изоляция проживающих от общества, социальная депривация, ограничение возможности занятости пожилых людей, гиперопека и зависимость от окружающих, дефицит социальных контактов и отсутствие достаточного спектра социальных ролей 1 . Создается так называемый госпитализм, явление, характерное для «закрытых» учреждений, который способствует пролонгированию реакций дезадаптации. Указанные условия с дефицитом социальных контактов, общения являются катализаторами угасания личности: в эмоциональной сфере это проявляется в форме нарастания подозрительности и паранойяльной настроенности, в когнитивной - в виде смещения хронотипа переживаний в прошлое и тревожно - ожидательной направленности пожилых в будущее (болезнь, ущемление прав, смерть).

Оказание помощи носит реципрокный (взаимный, обоюдный) характер. В повседневной жизни пожилые люди оказывают разнообразную помощь детям. На уровне концептуализации и практической реализации социальной политики такое понимание в значительной степени расширяет проблемное поле социальной помощи в направлении активизации личностного потенциала пожилого человека, создания механизма реализации потребности в заботе о ком-либо (о чем-либо). Речь идет о том, чтобы не ограничиваться в отношении пожилых людей только опекающими стратегиями, но шире использовать стимулирующие стратегии.

3. Принцип дифференцированности социальной политики предполагает создание максимально адекватных потребностям получателей помощи моделей социальной поддержки, которые учитывают конкретные условия, образ жизни, факторы внешнего окружения. Отказ от уравнительных практик оказания социальной помощи ведет к повышению эффективности оказываемых услуг.

4. Принцип геронтологической профилизации специалистов, работающих с пожилыми людьми, - медицинских работников, преподавателей, социальных работников, профессионалов в рекреационной сфере, сфере досуга. Геронтологическая некомпетентность, к сожалению, достаточно распространенное явление. Практические работники нередко все негативные феномены, возникающие в жизни пожилого человека или связанные непосредственно с его здоровьем, объясняют старостью.

Стареющее общество в совершенно иных масштабах нуждается в геронтологическом образовании, в развитии различных отраслей современной геронтологии, прежде всего социальной геронтологии, позволяющей представить старость как «зону множественных возможностей», как ресурс для динамичного развития и отдельного человека, и общества в целом. Сейчас очевидна необходимость в расширении профессионального горизонта практических работников через углубление геронтологического образования, знакомство с новейшими достижениями геронтологической науки. Геронтологическая компетентность позволит устранить многие барьеры во взаимодействиях с пожилыми клиентами, что является непременным условием эффективной профессиональной деятельности.

5. Принцип расширения поведенческого выбора, предоставление целого реестра альтернативных возможностей. Речь идет и о вариативности пенсионного порога, о различных интеграционных практиках в противовес практикам исключения по возрасту в предпенсионный и пенсионный период.

Высокая продолжительность жизни способствует модификации политики установления пенсионного возраста в сторону большей вариативности. Последняя достигается различными путями: во-первых, за счет увеличения пенсионного порога, во-вторых, через установление более гибкой системы выхода на пенсию. Современные пенсионеры, имея хорошее физическое состояние, стремятся продолжить свою профессиональную деятельность или включаются в сферу более или менее регулярных, больших или меньших приработков. Наряду с желанием иметь дополнительный источник доходов с целью либо удержать благосостояние семьи на привычном уровне, либо его повысить, пожилые люди отмечают значимость продолжения трудовой деятельности для поддержания социального статуса, сохранения социальных связей, налаживания новых знакомств, более полной реализации своих способностей.